ивал методику П. И. Исакова, проводившего занятия с учениками. Общение с ним сыграло важную роль в формировании
В. И. Яшнева как преподавателя игры на шестиструнной гитаре.
Встреча с испанским музыкантом-гитаристом Сеговией в 1926 г. была не единственной. В. И. Яшнев с ним встречался в последующие приезды его в
Советский Союз в 1927 и 1936 гг. В Музыкальной энциклопедии отмечено, что Сеговия давал консультации гитаристам П. С. Агафошину, П. И. Исакову,
В. И. Яшневу и их ученикам А. М. Иванову-Крамскому, Д. С. Челнокову и др. [19]
К слову сказать, Сеговия оказал большое влияние на развитие гитарного искусства в нашей стране. До него гитару считали
несерьезным инструментом. Так, в 1926 г. директор Ленинградской академической капеллы М. Г. Климов
– известный хоровой дирижер писал о гитаре как о «музыкальном суррогате», считал, что ей не место на музыкальной сцене. Но после
гастролей Сеговии в нашей стране многие музыканты-профессионалы и любители музыки стали смотреть
на гитару как инструмент достойный серьезного изучения. Следствием этого было открытие классов гитары в музыкальных школах, техникумах и
некоторых вузах [20].
В 1930 г. В. И. Яшнев был приглашен руководить классом гитары в Третьем музыкальном техникуме, который вскоре был
реформирован в Музыкальное училище при Ленинградской консерватории. Тогда же он вел занятия в классе гитары во Дворце пионеров, где, в частности,
обучал испанских детей, привезенных во время гражданской войны в Испании в Советский Союз [21].
В 30-х гг. были опубликованы два сборника пьес В. И. Яшнева для учащихся-гитаристов Дома пионеров и детских музыкальных школ. Кроме
этого он написал учебно-методические пособия: «Сборник учебно-художественных материалов для шестиструнной гитары» (Л.-М., 1932), «Тридцать
пьес для шестиструнной гитары» (последнее издание 1959 г.), «Первые шаги гитариста: школа-самоучитель игры на шестиструнной
гитаре» (Изд. 6-е в 1982 г.).
[19] Музыкальная энциклопедия. Т. 4. С. 903.
[20] Вольман Б.Л. Указ. соч. С. 83. [21] Там же. С. 161. |
|
Ученики В. И. Яшнева успешно выступали на конкурсах и смотрах юных музыкантов: на Ленинградском общегородском конкурсе
– 1934 г., на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах, в котором принимали участие и гитаристы,
– 1939 г. Учениками В. И. Яшнева были Б. Павлов, Е. Рябоконь-Успенская и ставшие позднее лауреатами: Л. Андронов на VI Всемирном
фестивале молодежи и студентов в 1957 г., Л. Седлецкая на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1958 г. [22]
Гитарные пьесы сочиняли композиторы-профессионалы. Наиболее преуспел в этом Б. В. Асафьев. Он написал двадцать четыре
прелюдии для 6-струнной гитары, шесть романсов-песен в старинном стиле для гитары соло и Концерт для гитары с сопровождением струнного квинтета, кларнета
и литавр.
Пьесы для гитары он создал в 1939-1940 гг. под непосредственным влиянием В. И. Яшнева. Б. В. Асафьев жил на даче по
соседству с В. И. Яшневым под Ленинградом. К Василию Ивановичу приезжали ученики, которые готовились к конкурсу-смотру. Борис Владимирович восхищался
игрой учеников. Сочиняя гитарные пьесы, он консультировался с Яшневым и проверял свои произведения с помощью учеников Василия Ивановича.
Когда гитарный Концерт Б. В.Асафьева был оркестрован, весной 1941 г. его исполнил по радио один из учеников В. И. Яшнева
– В. П. Кузнецов. Тогда это было единственное исполнение концерта. Вскоре началась Великая Отечественная война. Кузнецов ушел на фронт. Гитарные пьесы тогда остались неопубликованными. Лишь в
1966 г. Концерт Б. В. Асафьева был записан на грампластинку.
Солистом был ученик В. И. Яшнева Л. Ф. Андронов [23].
Великая Отечественная война прервала музыкальную деятельность и В. И. Яшнева. В 1942 г. тяжело больного В. И. Яшнева
эвакуировали в г. Исетск Курганской области. В Ленинграде он потерял жилье: дом был разрушен бомбежкой, и Василий Иванович
в 1945 г. выбрал местом жительства Псков, стал работать в педагогическом училище и
[22] Там же. С. 179, 180. [23] Там же. С. 170-171. |