ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ПЕТР
СПИРИДОНОВИЧ АГАФОШИН

гитарист,
гитарный педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

С 1930 по 1950 год П. С. Агафошин плодотворно преподавал игру на шестиструнной гитаре в московском областном Музыкальном техникуме (позднее училище) им. Октябрьской революции, а в 1931-1933 годах, когда в Московской консерватории открылся недолго просуществовавший отдел игры на народных инструментах, он преподавал гитару в консерватории и ее рабфаке. Воспитал много известных гитаристов. Среди его учеников – Е. М. Макеева, А. М. Иванов-Крамской, Д. С. Челноков, Е. М. Русанов, В. И. Сидоров, В. Капкаев, Ю. В. Воронцов, А. В. Кабанихин, Г. И. Еманов, И. Кузнецов, Ю. Михеев, А. Лобиков и другие. В результате занятий Агафошина с гитаристами различной степени подготовки им была создана Школа игры на шестиструнной гитаре, выпущенная в 1934 году (М., Музгиз 1934; 2-е изд. вышло в 1938 году в московском издательстве "Искусство"; впоследствии неоднократно переиздавалась).

П. С. Агафошин. Школа для шестиструнной гитары.

П. С. Агафошин. Школа для шестиструнной гитары. 2-е издание.
М. : Искусство. 1938

В предисловии Агафошин указывал, что издание её представлялось насущной необходимостью, поскольку имевшиеся до того времени руководства по игре на шестиструнной гитаре (Деккер-Шенка и Лебедева) были выпущены еще в дореволюционное время; даже как самоучители они явно устарели. В настоящее время, писал П. С. Агафошин, в Москве, Ленинграде и в ряде провинциальных музыкальных техникумов введено преподавание игры на гитаре по выработанной Наркомпросом четырехгодичной программе обучения, с учетом которой и составлялась данная Школа. В качестве ее особенностей он указывал на тщательность разработки и систематизацию гармонических средств игры, художественную ценность помещенного в ней материала и использование всей "клавиатуры" гитары для его исполнения, включая виртуозные приемы игры. В задачу автора Школы входила увязка теоретической части с практической, соединение тренировочного материала с художественным, а также развитие коллективного чувства ансамблевой игры.

Составленный П. С. Агафошиным сборник избранных пьес для шестиструнной гитары (М., 1930)
и Предисловие к нему автора

Школа Агафошина разделялась на четыре части, в которых с должной последовательностью приобретения навыков игры на гитаре как полифоническом инструменте осуществлялись поставленные цели. Школа Агафошина – солидный методический труд, одно из лучших русских учебных руководств 30-х годов для гитары.  В то же время ее существенным недостатком была необычайная громоздкость. Желание придать ей универсальность (от примитивных начальных упражнений до сложной обработки Петром Агафошиным одной из фуг И. С. Баха) и включение многочисленных ансамблевых переложений и аккомпанементов непомерно увеличили ее объем, сделав ее не только Школой в обычном понимании, но и репертуарным сборником, все же ограниченного содержания. Некоторые сокращения, сделанные автором при втором издании Школы (1938), почти не изменили ее материала, полностью сохранив ее первоначальное построение. В последующие годы П. С. Агафошин составил и публиковал 10 сборников пьес классиков шестиструнной гитары и 6 альбомов собственных переложений и композиций (все это издано "Музгизом" в 1930-50 годы).

За вклад в развитие культуры игры на гитаре, подготовку кадров профессиональных гитаристов, исполнителей и педагогов был награжден орденом "Знак почета" и двумя медалями.
 


ЛИТЕРАТУРА: Вольман Б. Л. Гитара в России: очерк истории гитарного искусства. – Л.: Музгиз, 1961. – С. 150-153; Ларичев Е. Шестиструнная гитара // Музыкальный альманах. Гитара. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1990. – С. 4-5;  Агафошин П. С. Школы игры на шестиструнной гитаре. Предисловие к четвертому изданию; Агафошин П. С. Воспоминания. – В кн.: Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – ст. 13-34.

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru