В 1890-е годы Фаминцын вместе с братом жил на Васильевском острове (8 линия,
д. 17; по данным Адресной книги Санкт-Петербурга). Незадолго до смерти он
опубликовал работы "Богиня весны и смерти в песнях и обрядах славян" и
"Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и
культах славян" (вышла также отдельным изданием в Москве). По-видимому, эти
наброски должны были составить часть второго выпуска сочинения по славянской
мифологии, закончить которое А. С. Фаминцын не успел. В последние годы
жизни он работал над "Биографическим и историческим словарем русских
музыкальных деятелей".
В большом некрологе о А. С. Фаминцыне, опубликованном в "Историческом
вестнике", отмечалось большое значение его научной деятельности:
"Оставленные им исследования изобличают в авторе не только глубокого знатока
того, о чем он трактует, но и отличного музыканта и многосторонне
образованного, обладающего большой эрудицией, ученого. Исследования эти
составляют ценный вклад в нашу необильную музыкально-научную литературу"
("Исторический вестник: Историко-литературный журнал. – СПб.: Тип. А. С.
Суворина, 1896. – Т. LXV, август, 1896. – С. 559).
В сообщении о смерти Фаминцына в "Этнографическом обозрении"
подчеркивалось, что "для нас важнее
всего его труды в области этнографической, именно по исследованию нашей
музыкальной старины". Говоря о "Скоморохах" и "Индокитайской гамме", автор
сообщения писал, что они "заслуживают полного внимания со стороны
исследователей русской бытовой старины и русской народной музыки".
После смерти А. С. Фаминцына статьи о нем были помещены в "Настольном
энциклопедическом словаре" братьев Гранат, в "Энциклопедическом словаре" Ф.
Павленкова (по берлинскому изданию 1924 года упомянуты оба брата, причем
Александр Сергеевич – как "композитор и писатель"), в словаре Брокгауза и
Ефрона, где говорилось, что "его лекции являются первым обширным и
самостоятельным трудом в области истории музыки на русском языке", в
дополненном издании "Музыкального словаря" Гуго Римана. Уже после смерти
Фаминцына, в 1901 году был переиздан в Санкт-Петербурге составленный им
"Русский детский песенник. Собрание песен с народными напевами. Часть I", в
который вошли 60 песен для одного голоса.
Архив А. С.Фаминцына хранится в бывшей Государственной Публичной библиотеке
(Российской национальной) имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (фонд 805). Здесь
лежат так и не опубликованный "Биографический и исторический словарь русских
музыкальных деятелей" (начатый в 1880-х гг.), материалы (наброски, выписки)
к словарю, а также к работам "Очерки славянской мифологии" (1895-1896) –
видимо, второму выпуску сочинения о божествах славян, и к уже вышедшим
сочинениям (с 1860-х гг.). В архиве находятся и письма тех, с кем он
переписывался. Среди авторов писем – Г. А. Ларош, Ф. Лист, Р. Вагнер, хороший
знакомый композитор А. Н. Серов, фольклорист В. Ф. Миллер и другие.
|