Гитара принадлежит к числу старейших музыкальных инструментов. Она появилась в странах Востока более 3500 лет назад.
Предками ее были различные древние щипковые инструменты; слово "кифара" (сходное с нашим "гитара") встречается еще в истории древней Греции и Китая.
С Востока гитара была занесена в Италию, Испанию и другие страны Европы. В средние века гитара входила в семейство лютни, разновидности которой, несколько видоизмененные (гитара, ман- |
|
долина, бандура и другие), существуют и до настоящего
времени.
Число струн на гитаре было сначала невелико, но постепенно пополнилось и
дошло до шести, семи, десяти и более. Попутно с этим изменялся и строй
инструмента.
Нижеприведенная таблица № 1 показывает эволюцию строя гитары в разные
периоды ее развития, начиная с XVI столетия. |
(По вопросу о строе гитары см. брошюру В. Кузнецова "Анализ строя
семиструнной и шестиструнной гитары", издание автора. Москва, 1935 г.).
В XVI-XVII вв. гитара была уже весьма популярным инструментом и широко употреблялась в быту. Наибольшего расцвета гитара достигла в XIX
столетии. Этот период отмечен рядом выдающихся виртуозов и композиторов, которые не только обогатили литературу гитары многочисленными и
серьезными музыкальными произведениями, но и сделали гитару концертным инструментом. К числу их относятся в Испании
– Агуадо, Сор, а позднее –
Таррега; в Италии – Джулиани, Леньяни, Карулли, Каркасси; во Франции – Кост; в Англии
– Регонди; в Бельгии – Цани де Ферранти; в Германии –
Мертц; в России – Сихра, Высотский, Морков, Соколовский.
Кроме вышеперечисленных имен на страницах истории гитары встречаются имена крупных общеизвестных музыкантов, игравших на гитаре; так,
например, Паганини, знаменитый скрипач-виртуоз, также прекрасно владел гитарою и оставил для нее много пьес соло и ансамбля с другими, главным
образом смычковыми, инструментами (сонаты, дуэты, терцеты, квартеты); Боккерини написал смычковый квартет и четыре квинтета с гитарою; Шуберт
– квартет и ряд танцев и песен с гитарой; Вебер и Диабелли – ряд сонат и дивертисментов для фортепиано с гитарой.
Монтеверди в своей опере "Орфей", исполненной в 1607 г. в Мантуе, ввел в оркестр две гитары. Позднее Россини, Гретри, Обер, Вебер, Доницетти,
Верди, Рубинштейн, Мануэль де Фалья, Игорь Стравинский использовали гитару как аккомпанирующий инструмент в своих операх и балетах, а
Шенберг ввел ее в один из своих квартетов.
Гуно и Берлиоз играли на гитаре, причем последний включил сведения о гитаре в свой трактат об инструментовке.
Бетховен любил слушать сестер Мальфатти, игравших на гитаре и цимбалах различные музыкальные произведения, в том числе и его пьесы. Глинка, во
время пребывания своего в Испании, прислушивался к игре гитаристов Мурциано и Кастильо; отщвуки их игры нашли блестящее отражение в
оркестровых увертюрах Глинки "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде". Масснэ называл гитару "инструментом наиболее полным", а Дебюсси
–
"выразительным клавесином".
Многие выдающиеся поэты, писатели, художники, общественные деятели играли на гитаре или были верными приверженцами ее (Гёте, Шиллер,
Кернер, Ленау, Шелли, Мадзини, в России – Стахович, А. Григорьев, В. Сурихов).
Вышеперечисленными именами отнюдь не исчерпывается перечень гитаристов, композиторов и друзей этого инструмента. В период своего расцвета гитара
занимала соответствующее место только в качестве полноправного участника камерных ансамблей (наряду со смычковыми инструментами и фортепиано), но
и в качестве сольного и даже концертного инструмента (концерты Джулиани с аккомпанементом квартета и небольшого оркестра).
|
|
Сложившиеся затем неблагоприятно для гитары различные обстоятельства затормозили
дальнейшее ее развитие и наступил период ее упадка; многие замечательные сочинения совсем исчезли из печати, и от них остались лишь названия и
имена авторов; виртуозов и вообще хороших исполнителей, также и серьезных учителей на гитаре стало мало. В обществе создалось мнение о
гитаре как об инструменте несерьезном, доступном лишь для легких пьес и немудреного аккомпанемента. Мнение это ошибочно, так как гитара по своим
гармоническим средствам, тембру и краскам привлекала к себе внимание выдающихся музыкантов прошлого.
За последнее время интерес к гитаре снова возродился как у нас, так и за границей, особенно в Испании и Южной Америке, где возник ряд специальных
школ и учебных заведений для изучения игры на гитаре (например Д. Прата и И. Лелюпа в Аргентине) и концертирует ряд відающихся виртуозов на єтом
инструменте. К числу их относятся М. Льобет, А. Сеговия, Є. Пухоль, Р. С. де-ла Маса (Испания), М. Анидо, С. Гарсиа Фортеа (Ю. Америка), Л.
Валькер (Австрия), Л. Моццани (Италия), Ван Эс (Голландия).
В России гитара появилась в XVIII столетии (1769 г.). Она имела сначала 5, а потом 7 струн и свой особый строй и скоро стала одним из любимых
народных инструментов и прочно вошла в его музыкальный быт.
Выдающимися представителями семиструнной гитары в России были: А. О. Сихра (основоположник семиструнной гитары, автор школы и многих
аранжировок), М. Т. Высотский (самородок, автор многочисленных вариаций на народные песни), С. Н. Аксенов, В. И. Морков, Н. И. Александров, А.
А. Ветров, Ф. М. Циммерман, а в конце прошлого столетия А. П. Соловьев, В. А. Русанов.
Для интересующихся историей гитары в России рекомендуем прочесть исторические очерки В. А. Русанова "Гитара и гитаристы", "Гитара в
России" (А. О. Сихра) и "М. Т. Высотский, русский гитарист-виртуоз, композитор народных песен", а также "Очерк истории семиструнной гитары"
М. А. Стаховича и книжку А. Фаминцына "Домра и сродные ей инструменты русского народа". Кроме того сведения по истории гитары и биографии
гитаристов имеются в журналах "Гитарист", "Аккорд", "Гитара и гитаристы", издававшихся в период 1904-1925 гг.
В переживаемый нами период культурного подъема и роста нашей страны возможности семиструнной гитары должны быть тщательно изучены и
полностью раскрыты и использованы как по линии изготовления гитар более совершенного качества, так и в направлении обогащения ее литературы
аранжировками и оригинальными сочинениями и надлежащего исполнения их. В этом последнем направлении для последователей гитары и сторонников ее
использования открывается обширное поле деятельности, которое должно привлечь внимание не только музыкантов-исполнителей, но и композиторов. |