КРАСЮКОВ, Александр Павлович, род. 27 января 1949, слобода Будённая
Будёновского р-на Воронежской области, Россия, - российский гитарный общественный деятель, краевед, гитарист-любитель и композитор. Председатель
Воронежского центра гитары, созданного по его инициативе 27 июля 2004 года при Воронежском региональном отделении Всероссийского Музыкального Общества.
По основной профессии - экономист. Заслуженный экономист Российской Федерации (1995). Член Всероссийского Музыкального общества, Воронежского
историко-культурного общества, Воронежского областного совета краеведов. Награжден медалями Международного Союза музыкальных деятелей (МСМД) и
Шаляпинского Центра МСМД («Сергей Орехов – великий русский музыкант (гитара)», 2008), дипломами «За высокое исполнительское мастерство и
артистизм» в рамках общественной деятельности любительских организаций по пропаганде гитарного искусства» Всероссийского Музыкального Общества (2006)
и «За большой творческий вклад в сохранение, развитие и популяризацию культуры города Воронежа» Управления культуры администрации городского
округа город Воронеж (2007). Ведет активную и плодотворную работу по сбору и систематизации материалов по истории воронежской гитаристики, автор
историко-культурных и аналитических работ по истории гитары: «Генерал-гитарист Саренко» (2004), «Воронежские гитаристы в
энциклопедических трудах» (2005), «Летопись Воронежской гитаристики. XIX век» (2006), «Слепухов - музыкант Большого Театра» (2007), «Орехов в
Воронеже» (2010), «Саренко. Жизнь и гитара» (2012), а также ряда статей в газете «Воронежский курьер», журналах и альманахах «Белорусская гитара»,
«Воронежское подворье», «Человек, творчество, инициатива», «Воронежское краеведение» (в том числе в соавторстве).
Родители - отец Красюков Павел Антонович (1917-1981), участник Великой Отечественной войны, награждён многими государственными наградами, кандидат
сельскохозяйственных наук, работал доцентом Воронежского государственного университета; мать - Вера Михайловна Красюкова (р. 1923) работала учителем в школе.
В 1970 году окончил экономический факультет Воронежского государственного университета, три года работал в системе управления материально-технического
снабжения Центрально-Чернозёмного экономического района (УМТС ЦЧЭР). В 1973-1975 гг. служил офицером в танковых войсках на Дальнем Востоке под
Благовещенском. После армии работал на Воронежском электромеханическом заводе (в дальнейшем ПО «Воронежагрегат») начальником финансового, а затем
планово-экономического отделов (1975-1986). В 1986 г. был переведён на должность заместителя начальника Областного управления местной
промышленности по экономике. Избирался делегатом I съезда Союза арендаторов и предпринимателей СССР (1990). Основатель первого в Воронеже акционерного
общества «Паритет» (1991). С 1995 года перешел на работу в АКБ «Пётр Первый» (переименовывается в «Воронежский Промышленный Банк» и далее входит в состав АКБ «Инвестбанк»). Автор книг по экономике, среди них:
«Арендная форма хозяйствования» (Воронеж, 1990), «Теоретические основы и практический опыт создания акционерного общества» (Воронеж, 1991). В соавторстве с В. М.
Абакумовым написал очерк истории банка - «Воронежский Промышленный Банк от Александра II до Путина: ист. первого воронеж. банка 1867-2002 (к 135-летию основания)» (Воронеж, 2002).
Первым учителем игры на гитаре была мать, которая по-любительски неплохо играла на семиструнном инструменте, писала стихи. Отец также увлекался
музыкой, наизусть знал почти весь оперный и симфонические репертуар Воронежского музыкального театра и Филармонии; из инструментов особенно
любил гитару и мандолину, на которой замечательно исполнял «Чардаш» Монти. Почувствовав интерес к музыке, по самоучителю В. М. Юрьева начал осваивать
семиструнную гитару. Поскольку, однако, его молодость пришлась на «время Битлз» и всеобщего увлечения электрогитарой (а они были, как правило,
испанского строя*), со временем перешел на шестиструнную. Большое влияние на молодого гитариста, вдохновенно наставляя его премудростям инструмента,
просвещая и зажигая своим необыкновенным энтузиазмом, оказал известный воронежский педагог и исполнитель
Юрий Васильевич Воронцов, который дружил с
его отцом и часто играл на гитаре у них дома. До настоящего времени А. П. Красюков бережно хранит гитару, на которой в своё время великолепно и с
блеском играл у них Юрий Васильевич. Положительную роль в отношениях играло и то, что Красюковы и Воронцовы жили в одном дворе. В 2004 году по просьбе
А. П. Красюкова материалы о его наставнике были включены М. С. Яблоковым в
изданную в Тюмени «Энциклопедию гитарного искусства», где размещена фотография Ю. В. Воронцова.
В период обучения в университете А. П. Красюков продолжал осваивать инструмент и поступил в Музыкальную студию к А. А. Касьянову, который в то
время оканчивал Воронежское музыкальное училище (ныне - имени Ростроповичей). Следует отметить, что Касьянов занимался по классу
преподавателя Е. Г. Лабунского, получившего в свою очередь образование у самого А. М. Иванова-Крамского (это единственный в Воронеже ученик Иванова-Крамского).
В университете А. П. Красюков создал квинтет
«Кон-Тики» (Л. Красюкова - фортепиано, А. Красюков - гитара-соло, В. Щенников - гитара-бас,
В. Сибель - ударные, Е. Леонова - вокал), в которой играл на электрогитаре. Группа отдавала предпочтение исполнению
собственных сочинений. В 1971 г. она была номинирована выступить первым номером на открытии 3-го Всесоюзного джазового фестиваля в Воронеже с двумя
композициями собственного сочинения по мотивам стихов воронежского поэта А. В. Кольцова («Не шуми ты, рожь», муз. А. Красюкова, и
«Музыкальная
картинка», муз.
Л. Красюковой). В фестивале тогда приняли участие лучшие коллективы из Воронежа, Днепропетровска, Еревана, Калуги, Куйбышева,
Ленинграда, Липецка, Москвы, Саратова и Тулы. По досадному стечению обстоятельств во время перевозки аппаратура группы
«Кон-Тики» была
повреждена и выступление, в которое было вложено много творческих сил, не состоялось.
Работая в системе УМТС ЦЧЭР, А. П. Красюков выступал на музыкальных вечерах в дуэте с коллегой по работе В. Сибиркиным. Исполнялись в основном
произведения М. Каркасси, представленные в его школе. Участвовал также в хоре управления. Особенно тепло слушателями воспринималась песня композитора
М. Г. Фрадкина (1914-1990) «Течёт река Волга», расписанная на голоса.
Служить А. Красюков поехал с гитарой. В своей
автобиографии он вспоминает:
«Путь был долгий – 7 суток. Гитара скрашивала путь всему вагону. Пассажиры с удовольствием слушали мои песни. В дороге я вёл дневник, который по
прошествии нескольких десятилетий кажется чуть ли не сказкой. Некоторые выдержки: "2 сентября 1973 г. проезжали Иркутск. Город был окутан густым
туманом. Вышел на перрон и спел пару своих традиционных песенок: "Ах, как я еду" и "Беспредельная женщина" (…беспредельная женщина мне кивнула в окно, с
уходящего поезда, это было давно)". "4 сентября 1973 г. станция "Ерофей Павлович". Два часа пел. Традиционно большой спор (а что еще делать
пассажирам) вызывает "Беспредельная женщина": что значит "беспредельная женщина", существуют ли такие в реальности?" И так дальше – Ушумун, Архара,
Биробиджан, Хабаровск. Всю дорогу от Воронежа до Хабаровска пассажиры переписывали песни и просили адрес».
В армии писал песни о военной жизни, которые быстро становились популярными в гарнизоне. Уже после демобилизации ему приходили письма с теплыми
отзывами и пожеланиями сибиряков и дальневосточников не оставлять занятий музыкой. По прошествии десятилетий "однополчане" продолжали писать, что его
песни остались с ними яркой и светлой страницей их службы в армии. Уволившись в августе 1975 г. в запас, А. П. Красюков
осуществил свою давнюю мечту: поехал во Владивосток, где сыграл и спел на берегу Тихого океана у залива
«Петра Великого»!
|