ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ МАШКЕВИЧ

историк гитары
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Гитарой начал заниматься в 12-летнем возрасте. В 1906 году окончил Оренбургскую гимназию и поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Одновременно стал заниматься гитарой у В. А. Русанова. Под его руководством проштудировал всю гитарную педагогическую литературу, принимал участие в музыкальных вечерах в музыкальном училище Б. В. Решке, начал свои исследования по истории гитары и журнальную работу в "Музыке гитариста" (Тюмень, 1907-08), а затем в "Аккорде" (1913-1914), помогал своему учителю в его обширной переписке с гитаристами. Один наиболее преданных учеников и соратников В. А. Русанова. В период учебы в Москве познакомился с известными в то время гитаристами: М. Н. Широковым, Н. А. Черниковым, М. Тевелевым, лучшими учениками В. А. Русанова – М. Продановым, С. Н. Крыловым, И. М. Юрцевым. В 1908 году участвовал в работе по основанию Московского общества любителей игры на народных инструментах и светского пения и оставался в числе его членов-основателей вплоть до 1914 года. Осенью 1908 года переехал в Петербург, где продолжил учебу в Петербургском (с 1914 – Петроградском) горном институте. Параллельно с учебой в институте продолжал заниматься гитарной деятельностью, встречался и поддерживал творческие связи с гитаристами: шестиструнниками В. Сланским, С. Белановским, Н. Шариковым, В. Финне, семиструнниками С. Продановым, И. Лебедевым, Г. Копыловым. Вплоть до самой смерти В. А. Русанова продолжал и поддерживал дружеские отношения с ним активной перепиской. После окончания учебы в 1915 году уехал на работу в Донбасс, где начал собирать книги по музыкальной литературе. В 1921 году полукустарным способом (пишущая машинка, шапирограф) начал издавать журнал "Гитара и гитаристы" тиражом 30 экземпляров и объемом до 30 страниц, который безвозмездно рассылал заказными бандеролями подписчикам. После знакомства с жившим в то время в г. Грозном М.П. Папченко (сначала заочного, а затем и личной встречи в Донецке в июле 1925 г.) совместно  с ним наладил издание музыкально-литературного журнала "Гитара и гитаристы" литографическим способом, при котором печатной формой служила поверхность камня. В. П. Машкевич выступал в качестве редактора, а М. П. Папченко взял на себя роль издателя: сам занимался изготовлением автографов, их правкой и переводом на камень. Всего было издано 12 номеров журнала, тираж составлял 200 экземпляров, а объем – 8 страниц. К сожалению, предприятие не оправдало надежд издателей, журнал плохо расходился и не окупал даже своих расходов, поэтому с 1926 г. его выпуск был прекращен "за отсутствием способов печати и средств". По той же причине В. П. Машкевичу не удалось реализовать и свою идею публикации альбома-сборника гитарной музыки Валериана Русанова, работа над составлением которого была начата в феврале 1928 года в Харькове, куда он переехал в 1926 году и где жил и работал до конца 1928 года. В 1927 году в Харькове он впервые услышал выступление Андреса Сеговии, находившегося на своих вторых гастролях в Советском Союзе, и был поражен его "необыкновенной певучестью".

Журнал "Гитара и гитаристы" (1925)

Номер журнала "Гитара и гитаристы" за январь 1925 г.

В 1926 году В. П. Машкевич по просьбе Йозефа Цута написал биографии русских и советских гитаристов для его биографического и терминологического “Справочника по лютне и гитаре” – Handbuch der Laute und Gitarre – изданного в Вене в 1926 году и переизданного затем в 1972 и 2003 годах издательством "Георг Ольмс" (Georg Olms Verlag: Hildesheim - Zürich - New York). Все статьи В. П. Машкевича подписаны в этой книге буквой "М" с точкой, заключенными в квадратные скобки – [М.].  Публиковался также в зарубежных гитарных журналах в Германии ("Die Gitarre", Берлин, 1929-1930), Австрии ("Musik in Hause", Вена, 1927), Франции ("Guitar et Musique", Париж, 1938, 1958) и Италии ("Il Plettro", Милан, 1936, 1938; "La Chitarra", Болонья, 1935, 1937). Перевел на русский язык книгу Фрица Буэка (Бюка) "Гитара и ее мастера" (Die Gitarre und ihre Meister. Berlin 1926, второе издание – 1935, затем – 1952), озаглавленную им "Гитара и ее представители", а также книги "Гитара и ее история" и статью "Гитара" Эмилио Пухоля, Школу Дионисио Агуадо. Написал монографию "Щипковые инструменты".
 

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru