ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ МАШКЕВИЧ

историк гитары
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Важным делом в жизни В. П. Машкевича стала работа над завершением начатого его учителем второго тома Школы для семиструнной гитары, включая "Музыкальную палитру гитариста". К сожалению, реализовать свое начинание в полной мере В. П. Машкевичу не удалось: хотя в рукописи эта работа и была подготовлена им к печати (1-я редакция была готова уже в 1926 году, а затем сделано еще шесть расширенных редакций, последняя – в 1965 году), в свет она так и не вышла – лишь несколько самодельных копий разошлись среди друзей и близких знакомых (М. Папченко, В. Мусатов и др.). При написании этой работы Владимир Машкевич руководствовался планом тома, оставленным В. Русановым, однако помимо использования уже написанного к нему самим Русановым и материалов, которые тот успел подготовить ко второму тому, В. П. Машкевич (как он сам пишет в предисловии) также пользовался работами Фернандо Сора, Генриха Альберта, Эрвина Шварц-Рейфлингена и Эмилио Пухоля.

Автограф рукописи В.П. Машкевича

Фрагмент автографа  Предисловия В. П. Машкевича к планировавшемуся им изданию
Антологии гитарной музыки В. А. Русанова

Особого внимания и уважения заслуживает взвешенная и зрелая позиция В. П. Машкевича в вопросе о преимуществах и недостатках гитар двух разных строев и их праве на существование и развитие в России.  Будучи убежден, что "семиструнная гитара – инструмент не только прошлого, но и настоящего", он крайне отрицательно относился к противостоянию сторонников 7-струнной и шестиструнной гитар и осуждал их враждебное отношение друг к другу; исповедовал принцип, что [1] "оба строя имеют полное право на существование... и та, и другая – гитары" (Ю. М. Штокман), [2] разделял взгляд на семиструнную гитару, как на  "инструмент возникший на почве русской музыки, а потому наиболее национальный и исключительно русский" (А. А. Ветров), считал, [3] что "и та, и другая имеют своих корифеев и свои шедевры", [4] "невозможное есть и для того, и для другого строя", [5] "плохих инструментов нет, есть плохие исполнители". О себе же (одинаково хорошо игравшем как на семиструнной, так и на шестиструнной гитаре) говорил, что он "просто гитарист, а точнее человек, занимающийся исследованиями в области истории и техники гитары без различия ее строя".

В. П. Машкевич все свое свободное время уделял поиску и систематизации информации о гитаре и ее истории (ноты, письма, книги и журналы, газетные статьи и проч. за период с конца XVIII века до 1970 года), собрав уникальный архив, содержащий десятки тысяч документов (в настоящее время они хранятся в Фонде Машкевича в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве и составляют 2285 единиц хранения). В этом архиве имеются, в частности, многочисленные программы, буклеты концертов разных гитаристов и афиши на нескольких языках; фотокопии гитарных нот, школ, рукописи нот неизданных сочинений русских и зарубежных авторов (1929-1961); более десяти альбомов с портретами гитаристов и мастеров гитар (сотни фотографий XIX-XX веков); множество репродукций картин, на которых присутствуют изображения гитар и лютни; труды самого В. П. Машкевича – "Гитарные и лютневые мастера" (8 томов), "История Ленинградского общества гитаристов", "Гитара в Англии", "Гитара в Австрии", "Гитара в Германии", "Гитара в Латинской Америке", "Гитара в США", "Гитара в Японии", "Гитара в России и СССР" и многие другие материалы. В коллекцию гитарной литературы Машкевича вошла также библиотека Валериана Алексеевича Русанова, которую он приобрел 28 февраля 1925 года у сына гитариста:  по заключенному между ними договору библиотека  переходила В. П. Машкевичу в неограниченное пользование за 1500 рублей с рассрочкой платежа на пять лет.

Владимир Машкевич оставил после себя рукопись уникального энциклопедического словаря, содержащую почти 15 тысяч страниц текста. Вел обширную личную переписку с зарубежными гитаристами и исследователями гитарного искусства, имел друзей в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Барселоне, Буэнос-Айресе, Мадриде, Риме, Милане, Болонье. Ради возможности свободного с ними общения, изучения опыта зарубежных гитарных школ, основанных на методе Тарреги, дополнительно к немецкому и французскому, самостоятельно выучил еще и испанский, итальянский и английский языки. В 1992 году архив Машкевича был дополнен, обработан и систематизирован М. С. Яблоковам, который в 1992 году издал на его основе энциклопедию "Классическая гитара в России и СССР".

Статьи о В. П. Машкевиче размещены в словаре музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР "Кто писал о музыке" (Бернардт Г. Б., Ямпольский И. М. – М., 1974, Т. 2, с. 193), а также в нескольких зарубежных журналах (Италия, Голландия), музыкальных словарях и справочниках, в том числе:

Powrozniak Jozef. Gitarrenlexikon. Berlin: Verlag Neue Musik, 1979.

Russian composers and musicians: A biographical dictionary. Compiled by Alexandria Vodarsky-Shiraeff. New York: H. W. Wilson, 1940.

Prat Domingo. Diccionario biografico; bibliografico, historico, critico de guitarras (instrumentos afines) guitarrsitas (profesores, compositores concertistas, lahudistas, amateurs) guitarreros (luthiers) danzas y cantos; terminologia. Buenos Aires: Romero y Fernandez, 1934.

Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Vienna: Verlag der Zeitschrift fur die Gitarre, 1926.


ЛИТЕРАТУРА:

Машкевич В. П. Автобиография. – В кн.: Классическая гитара в России и СССР (Яблоков М.С. и др.), Тюмень-Екатеринбург, Русская энциклопедия, 1992, ст. 1087-1097.

Проект М. Офи (США) – www.guitarandluteissues.com

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru