ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

SIMON J. MOLITOR
СИМОН МОЛИТОР
 

гитарист, композитор,
музыковед
Австрия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

 

МОЛИТОР, Симон (Simon Molitor, полн.: Alois Franz Simon Joseph Molitor), род. 3 ноября 1766, Некарсульм (Вюртемберг), ум. 21 февраля 1848, Вена, – австрийский музыкант, один из лучших представитель первого поколения венской школы гитаристов-композиторов (к следующему поколению относят Мауро Джулиани с 1807 года занимавшегося в Вене концертной и педагогической деятельностью). Начала музыкального образования – основы композиции и навыки игры на фортепьяно и скрипке – получил от отца, регента церковного хора. Обладая исключительным музыкальным талантом он уже в ранние юношеские годы великолепно овладел скрипкой, что внушало ему надежды на успешное занятие исполнительской практикой. Оставив ради этого занятия в университете, он, вопреки воле родителей,  уехал в Германию, где занялся написанием музыки и играл в камерных ансамблях и оркестрах. После возвращения в 1788 году в Вену продолжил обучение композиторскому искусству в Вене у Фоглера. Между 1796 и 1799 гг. был дирижером оркестра в Венеции, Италия, где увлекся гитарой и занялся ее изучением. Став впоследствии страстным почитателем гитары, Молитор посвятил этому инструменту большую часть своего композиционного творчества. Отдавая все свое свободное время занятиям музыкой, Симон Молитор более тридцати лет проработал чиновником военного ведомства в Вене, и лишь после выхода в 1831 году в отставку  смог полностью посвятить себя музыке.

Около 1799-1800 г. Молитор вместе с гитаристом Р. Клингером (Вильгельмом Клингенбруннером) опубликовал гитарную школу под названием "Попытка полного методического введения в игру на гитаре, вместе с приложением, представляющего самое необходимое из учения о гармонии по упрощенной системе" ("Versuch einer vollständigen metho-dischen Anleitung zum Guitarrespielen, nebst einem Anhange, welcher das Nothwendigste von der Harmonielehre nach einem vereinfachten Systeme darstellt"), в которой давал точные указания о музыкальных выразительных средствах и возможностях звучания гитары, что для того времени было большим новшеством.

Как историк музыки, Молитор в течение  долгого  времени, вплоть до самой смерти, занимался сбором материалов и исследованиями истории придворной венской капеллы и придворной венской оперы. Его записи, частично дополненные Зонляйтнером, хранятся сегодня в австрийской Национальной библиотеке. Помимо этого, он некоторое время был сотрудником лейпцигского музыкального журнала "Альгемайне музикалише цайтунг" (Allgemeinen musikalischen Zeitung). Большой исторической заслугой Молитора является то, что он активно выступал за признание гитары в качестве профессионального музыкального инструмента. Он одним из первых начал занимался историческими исследованиями гитары.

Оценивая творчество Симона Молитора, Доминго Прат, не умаляя действительного вклада, внесенного им в развитие гитаристики первой половины XIX века, тем не менее предостерегал против преувеличения роли и значения этой фигуры в истории гитары и замечал, что Молитор все же "не достиг уровня классиков" и "некоторые авторы [работ о творчестве Молитора] придавали ему значение, которого он не заслуживает".

Симону Молитору принадлежит несколько сочинений как для гитары соло, так и гитары с разными инструментами: “Собрание небольших пьес разных авторов” и оригинальное “Рондо” для гитары соло, одно из наиболее известных сочинений – "Большая соната" (op.7), к которой в качестве дополнения прилагался очерк об истории гитары, “Рондо” и “Адажио” (оп. 10), три сонаты для гитары соло (оп. 11, 12,15). В 1919 году семь сонат для гитары С. Молитора были включены в сборник "Старинная венская гитарная музыка" ("Alt Wiener Gitarrenmusik"). Кроме того написал множество произведений камерной музыки для различных составов инструментов.

СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ГИТАРЫ:

• Op. 3: Grande Sonate pour Guitarre et Violon concertants / Большая соната для гитары и скрипки;
• Op. 5: Sonate pour Guitarre et Violon concertants / Соната для гитары и скрипки;
• Op. 6: Trio pour Violon ou Flute, Alto et Guitarre concertants / Трио для скрипки или флейты, альта и гитары;
• Op. 7: Grosse Sonate fur die Guitare allein / Большая соната для гитары соло;
• Op. 9: [Variation sur un theme originale] / Вариация
• Op. 10: Rondeau avec un Adagio pour la Guitare seule / Рондо и Адажио для соло гитары;
• Op. 11: Sonate pour la Guitare seule / Соната для гитары соло;
• Op. 12: Sonate pour la Guitarre seule / Соната для гитары соло;
• Op. 15: "Sonate pour la Guitarre seule / Соната для гитары соло;
• Marche funebre a la mort de l'excellent joueur de Guitarre Mr. Francois Tandler pour une Guitarre seule /
  Похоронный марш на смерть гитариста г-на Франсуа Тандлера для соло гитары.
• 6 Landler fur Gitarre allein / 6 лендлеров для соло гитары.

 

ЛИТЕРАТУРА

Zuth Josef. Simon Molitor und die Wiener Gitarristik (um 1800). Wien, 1920

Powrozniak Jozef. Gitara od A do Z. – Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1966.

Bone Philip J. The guitar and mandolin: biographies of celebrated players and composers for these instruments. London: Schott & Co., 1914.

Prat D. Diccionario de Guitarristas: Diccionario biografico, bibliografico, historico, critico de guitarristas, guitarreros. Buenos Aires, 1934.

 

 
Рейтинг@Mail.ru