ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

EMILIO PUJOL
ЭМИЛИО ПУХОЛЬ
 

гитарист, педагог,
музыковед
Испания

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

 

Эмилио Пухоль (Emilio Pujol)ПУХОЛЬ (Пухоль-и-Виларруби, прав. каталонск. произношение фамилии: Пужол), Эмилио (Emilio Pujol y Vilarrubí; катал.: Emili Pujol i Vilarrubí), род. 7 апреля 1886, Гранаделья, провинция Лерида, Каталония, Испания – ум. 15 ноября 1980, — ис­панский (каталонский) классический гитарист, исполнитель на виуэле, педагог, композитор и музыковед, поэт. Родился в небольшом городке Гранаделья (Granadella), расположенном пример­но в 125 километрах к западу от Барселоны. Его родителями были Рамон Пухоль Субират (Ramón Pujol Subirat) и Кристина Виларуби (Cristina Vila­rubi). В то время его отец возглавлял городской муниципальный совет Гранадельи. В семье было пятеро детей: дочери Агустина, Делфина и Соледад, и сыновья Хуан Антонио и Эмилио (самый младший ребенок). Семья была доста­точно музыкальной, отец, помимо коммерческого образования, имел еще и музыкальное, хорошо играл на фортепиано, а старший брат, Хуан Антонио, играл на гитаре. Первые уроки музыки Эмилио Пухоль получил в возрасте 5 лет у местного музыканта-любителя, портного по про­фессии, руководившего городским ансамблем. После переезда в апреле 1894 года семьи в Барселону, он поступил в Муниципальную музы­кальную школу, где занимался вокалом у Амадео Бадиа (Amadeo Badía). В 1897 году начал усердно обучаться игре на бандуррии (bandurria) — народном испанском щипковом музыкальном инструменте, похожем на мандолину — в чем добился блестящих результатов. В феврале 1898 года он вместе со студенческим музыкальным коллективом “Estudiantina Universitaria” был удостоен чести выступать в Париже перед президентом Франции Феликсом Фором, а еще через несколько дней играть для бывшей королевы Испании Изабеллы II в ее особняке «Кастилия» на Авеню Клебер. В 1899-1900 гг. Пухоль, по настоянию отца, желавшего в будущем «серьезной» профессии своему сыну, в качестве вольнослушателя начал посещать лекции в Университете Барселоны, где был вынужден заниматься изучением мало привлекавших его естественно-научных дисциплин (естествознание, физика, математический анализ и т. п.). Именно в то время у него появлилась и первая гитара, работы известного испанского мастера Энрике Гарсиа Кастильо (Enrique Garcia Castillo, 1868-1922). В 1900 году Э. Пухоль серьезно заболел плевритом из-за чего учебу в университете пришлось прервать. Однако эта болезнь имела для него и счастливое последствие, подарившее встречу с Таррегой и изменившее направление всей его последующей жизни. В своей книге об учителе ("Таррега: Биографический очерк", 1960) Пухоль впоследствии писал (приводим неточный перевод-переложение, ниже под ним помещен текст оригинала):

С течением лет мы начинаем отдавать себе отчет в решающем значении для нас некоторых моментов жизни, благодаря которым совершалось осознание нами своего призвания и удалось пойти по единственному предначертанному нам судьбой пути.

Одним из таких моментов была для меня дарованная Провидением встреча с Таррегой. Его личное обаяние в соединении с искусством, замечательным самим по себе, но в его руках делавшимся особенно пленительным, дали мне то особое ощущение прелести человеческого существования и ценности бытия, которое с тех пор всегда сопровождало и поддерживало меня на пути к достижению моих устремлений. Пытаясь помочь мне поскорее забыть о только что перенесенной тяжелой болезни и зная о моей большой любви к музыке и гитаре, отец захотел доставить мне удовольствие и определить к лучшему из известных в то время гитарных учителей. Этот великодушный поступок отца, втайне считавшего гитару недостойным настоящего искусства инструментом, глубоко тронул меня.

Фр. Таррега - Э. ПухольИ вот одним апрельским вечером 1902 года я с отцом и моим братом Хуаном Антонио, которому я и обязан своим увлечением гитарой, появились в доме артиста на улице Валенсио. Впечатления от этой первой встречи никогда не изгладятся из моей памяти. Таррега был среднего роста, обычного для жителей нашего средиземноморского побережья; его голову покрывали густые темные волосы, коротко постриженные на римский манер; у него были характерные мужские черты лица, с широким лбом и прямым носом, выразительный рот, прикрытый усами, и бородка по моде того времени; мягкие глаза и проницательный взгляд из-под густых бровей, которым он смотрел сквозь стекла очков в тонкой оправе. Все это делало его очень привлекательным и указывало на человека умного и интеллигентного. Голос был ясный и имел истинно мужской темб; в словах не было ничего напускного и вся речь была проникнута добродушием. От его тонких, очень пропорциональных и гибких рук, казалось, исходили какие-то  невидимые волны, флюиды, колебания, гармония. Иначе говоря, это было даже не столько искусство самой гитары, сколько бессловное выражение самой души артиста. Упорные упражнения, которыми постоянно были заняты его руки, высветили и подчеркнули анатомию пальцев. Ногти были подпилены до самой мякоти. Пальцы левой руки из-за постоянных ударов по грифу на концах отвердели.

После того, как отец рассказал о цели нашего визита, Таррега поинтересовался моими занятиями, вложил в мои руки одну из своих гитар и попросил меня сыграть что-нибудь, дабы он мог составить представление о моих способностях, подобно тому, как пробуют голос певца. Я самостоятельно выучил и знал к этому времени несколько простых пьес из Агуадо и Сора, “Прощание” Кано, оригинальное произведение с грустными переходами, “Испанскую серенаду” Альбениса, переложенную в соль-мажор, “Арабское каприччио” маэстро и другие произведения, которые случайно попали мне в руки. Едва я начал играть, как маэстро с благожелательной улыбкой прервал меня со словами: “Хорошо. Сейчас ничего этого не надо. Начнем с того, чтобы забыть все это и сначала поставить руки. Первое, на что следует обратить внимание, – это звук”. Затем он вытащил из кармана маленькую пилочку для ногтей и протянул ее мне: “Надо подпилить ногти”. Так начались уроки, к которым я так страстно стремился и которые стихийно продолжались до самой его смерти.

“Из-за того, что меня подолгу не будет, – продолжал Таррега, – Вы должны в занятиях выбрать один из следующих принципов: либо накапливать в памяти упражнения, этюды и произведения по степени нарастающей трудности, чтобы затем совершенствоваться в их исполнении, либо начать с того, чтобы добиваться совершенства с самого начала, прежде чем количественно накапливать материал. Первый из принципов опасен тем, что можно заучить неправильно и потом не избавиться от ошибок. Второй принцип требует тщательности и много времени, но гарантирует в конце хорошие результаты”. И после короткой паузы добавил: “Гитара – талисман, открывающий самые плотно закрытые двери, а иногда, и самое ценное в нас!” Затем, угадав наше желание послушать его, и не ожидая приглашения, взял гитару, несколько минут перебирал струны и потом исполнил для нас “Гранаду” и “Кадис” Альбениса. На моего отца это подействовало подобно «любовному напитку Брангены». С тех пор гитара стала для него самым прекрасным и возвышенным из всех инструментов. Но и для меня, предчувствовавшего красоту гитары, но никогда ранее не представлявшего насколько поистине волшебной может быть она в руках великого артиста, это стало неожиданным откровением, которое окончательно покорило мою волю и определило до конца дней мою судьбу.

Уроков, которые дал мне маэстро в тот период, было мало и они были редкими. Вскоре он уехал в концертное турне по Валенсии, Аликанте и Мурсии. А летом, по возвращении, большую часть времени проводил с семьей в Кастельоне и Новельде. Осенью он снова давал концерты, в этот раз на севере Испании.


«Con el transcurso de los años llegamos a darnos cuenta de la decisiva trascendencia de ciertos momentos de la vida en los que el germen de una vocación reveladora, adueñándose de nuestro albedrío, nos impulsa y guía por insospechados derroteros hacia el fin de nuestro destino. Uno de estos momentos fue aquel en que la Providencia puso en mi camino, por primera vez, a Tárrega. Su atractiva presencia personal unida a la revelación de un arte capaz por sí mismo, y especialmente en sus manos, de hacer sentir mayor aprecio a la humana existencia, fueron desde entonces senda que había de conducirme hacia la cumbre de todos mis afanes. Mi padre, queriendo distraer mi convalecencia de una grave enfermedad recién vencida y conociendo mi gran ilusión por la música y mi amor por la guitarra, quiso complacerme encomendándome al mejor maestro conocido en aquel entonces. No dejo de conmoverme aquella generosidad de mi padre, que en su fuero íntimo tenía un pobre concepto de la guitarra por considerarla impropia del verdadero arte.

Era una tarde del mes de abril de 1902 cuando, en compañía de mi padre y de mi hermano Juan Antonio, al que debía yo mi afición, nos presentamos en casa del artista, en la calle de Valencia. Jamás podré olvidar la impresión de aquella entrevista. Era Tárrega hombre de regular estatura y de tipo corriente entre los levantinos. Su cabeza, cubierta de espeso cabello negro cortado a la romana, presentaba una faz de rasgos viriles, con ancha frente y nariz recta, boca expresiva entre el bigote y la barba al estilo de la época, ojos de mirada suave y penetrante bajo unas pobladas cejas y tras unos lentes de fina montura; todo lo cual daba al conjunto de su fisonomía un aire atractivo, inteligente y distinguido. El timbre de su voz era claro y varonil; y el acento de sus palabras reflejaba, sin afectación, la ternura de  un alma bondadosa. De sus manos finas, proporcionadas, flexibles, parecía como  si irradiara algo indefinido, ondas, fluido, vibración, armonía... Algo, en  fin, que, cuando no era verbo del arte mismo en la guitarra, era expresión silenciosa del alma del artista. El ejercicio insistente y tenaz a que habían sido sometidas estas manos habían  [sic]  puesto de relieve la anatomía de sus dedos. Las uñas aparecían limadas a ras de la carne; y los dedos de la mano izquierda,  por efecto de su continuo martilleo sobre el diapasón, estaban endurecidos por su extremidad.

Expuestos por mi padre los propósitos de nuestra visita,  Tárrega se informó sobre mis estudios generales y puso en mis manos una de sus guitarras, pidiéndome que tocase como supiese a fin de juzgar mis aptitudes, del mismo modo que se prueba la voz de un cantante. Yo había aprendido por mis propios medios y como Dios quiso, varias páginas sencillas de Aguado y de Sor, La despedida de Cano, obra ingenua de lánguidos arrastres, la Serenata española de Albéniz, transcrita en Sol, el Capricho árabe del maestro, y otras composiciones más que habían caído, por su desdicha, al alcance de mis manos pecadoras. Apenas había empezado mi exhibición  cuando el maestro, con benévola sonrisa, me interrumpía diciendo:

—Bien; ahora nada de todo esto. Vamos a empezar por olvidarlo y por colocar bien esas manos. Lo primero que debe cuidar es el sonido.

Y sacando una lima pequeña de uno de sus bolsillos, me la tendió diciendo:

—Conviene limar esas uñas ... Y así se iniciaron las clases que yo tanto había ansiado y que se conti nuaron, de modo esporádico, hasta su muerte.

—Dadas mis largas ausencias, —siguió Tárrega diciendo—, deberá optar en sus estudios por uno de estos dos procedimientos: o archivar en la memoria ejercicios, estudios y obras de dificultad creciente, para perfeccionarlas después, o empezar por exigirse perfección desde el comienzo, antes de almacenar material en cantidad. El primero de ellos encierra el peligro de aprender mal y no poderse librar de imperfecciones. El segundo requiere cuidado y lentitud, pero ofrece la garantía de obtener al final resultados positivos.

Y tras una ligera pausa añadió:

—La guitarra es un talismán que abre las puertas más herméticas y, a veces también, las más valiosas. Luego, adivinando el deseo que los tres teníamos de escucharle, y sin esperar la menor insinuación, tomó su guitarra, preludió unos instantes e interpretó para nosotros Granada y Cádiz de Albéniz. Para  mi padre fue aquello como el filtro de Brangania. A partir de entonces, la guitarra pasó a ser para él el más sublime y maravillosos de todos los instrumentos conocidos. Y para mí, que, aún presintiendo su belleza nunca imaginé su encanto en manos de un gran artista, fue la revelación insospechada que esclavizó mi voluntad y fijó el rumbo de mi destino para el resto de mis días.

Pocas fueron, y espaciadas, las lecciones que pude recibir del maestro en aquel período. Pronto se ausentó para dar una gira de conciertos por Valencia, Alicante y Murcia. Llegado el verano y reunido con su familia, distribuyó su tiempo entre Castellón y Novelda. En otoño empezó de nuevo sus actividades, que le llevaron esta vez por el norte de España»

(PUJOL, Emilio: Tárrega, ensayo biográfico. Lisboa, Talleres gráficos de Ramos, Alfonso & Moita Ltda., pp. 148-150).

Занятия Эмилио Пухоля с Ф. Таррегой, начатые в апреле 1902 года продолжались вплоть до самой смерти учителя, последовавшей в декабре 1909 г. Примерно в те же годы у Тарреги учились Мигель Льобет и Даниэль Фортеа, с которыми у Пухуля завязались искренние и близкие дружеские отношения, а также известная впоследствии итальянская гитаристка и музыковед Мария Рита Бронди. В период с 1902 по 1912 год, формально не являясь студентом Мадридской консерватории, Э. Пухоль параллельно занимался теорией и композицией у ее преподавателя, композитора Агустина Кампо и там же прошел начальный курс гармонии. 

1 2 3 4 5 6 7 8
Рейтинг@Mail.ru