ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

MAURICE J.
SUMMERFIELD

МОРИС ДЖ. САММЕРФИЛД

издатель,
историк гитары
Великобритания

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

САММЕРФИЛД, Морис Джозеф (Maurice J[oseph] Summerfield), род. 4 февраля 1940, Ньюкасл-эпон-Тайн (Newcastle upon Tyne), метроп. граф-во Тайн-энд-Уир, Англия, Великобритания, — английский энтузиаст гитары, автор историко-биографических работ, посвященных классической и джазовой гитарам, издатель и продавец музыкальной литературы, коммерсант, торговец музыкальными инструментами и звукозаписями. Полупрофессиональный гитарист. Является продолжателем в третьем поколении торговой династии, импортно-экспортный бизнес которой был основан в 1900 году в Ньюкасле его дедом Симоном Саммерфильдом (1875-1947). В 1962 году компания Чарлза Саммерфильда (1905-1971), отца М. Саммерфилда, — C. Summerfield Ltd. (до 1993 г.) — входила в шестерку крупнейших английских компаний по продаже игрушек.

Морис Дж. Саммерфилд (Maurice J. Summerfield)

Морис Дж. САММЕРФИЛД

В семейный бизнес вошел в 1958 году, а уже с 1963 года в число продаваемых фирмой товаров по его инициативе были включены музыкальные инструменты, в первую очередь, гитары и другие щипковые инструмены и аксессуары, что было прямо связано с личной страстью к этому инструменту М. Саммерфилда, который начиная с 16 лет играл на гитаре в различных джазовых и танцевальных группах, а затем под влиянием записей 1950-х и 1960-х годов Андреса Сеговии, Джулиана Брима и Джона Вильямса увлекся и классической гитарой. В 1964 году компанией была закуплена в Японии первая партия недорогих гитар четырех разных производителей, которые тут же разошлись по местным музыкальным магазинам, стремившимся удовлетворить большой спрос на гитары, подогревавшийся популярностью Битлз, Боба Дилана, Элвиса Пресли и других рок и поп звезд. В числе первых поставщиков была компания Hoshino Gakki & Co. ("Хошино Гакки", г. Нагоя, Япония; гитары марки Ibanez – "Айбэниз", исторически правильное наименование – Ибаньес*), которой это сотрудничество открыло впоследствии широкую дорогу на британский рынок, хотя она уже осуществляла небольшие поставки в страну своих акустических и электрогитар через компанию J. T. Coppock Ltd. (Джей-Ти Коппок; г. Лидс). Уже к 1974 году компания Саммерфилда стала одной из самых успешных на рынке музыкальных инструментов, а гитары марки Ibanez – наиболее продаваемым. С конца 1960-х годов успешно продвигался на внутреннем CSL Maccaferri MAC-10рынке и собственный бренд компании – CSL (Си-Эс-Эл, от C. Summerfield Ltd.) – под которым она реа­лизовывала в Великобритании и более деше­вые, но при этом достаточно высококачест­венные, копии инструментов известных брен­дов, по­ставляемые из Японии теми же компаниями (в частности, Hoshino Gakki). В середине 1970-х годов начала производиться линия гитар "CSL Gypsy" (CSL Maccaferri MAC-10) по модели ле­гендарного гитарного мастера и гитариста Марио Маккаферри (Mario Maccaferri, 1900-1993), на гитаре которого играл Джанго Рейнхардт; в 1980 году вышла модель джазовой гитары "Joe Pass" (Ibanez Joe Pass - JP 20).

D’Addario К середине 1980-х годов компания Саммер­филда значительно расширила и упрочила де­ловые связи также с крупнейшими мировыми производителями струн и аксессуаров для гитар. С начала 1970-х годов она становится партнером компаний Darco Music Strings и C. F. Martin & Co., а  с 1974 – D’Addario Company (д'Аддадрио Компани); знакомство с Джоном д'Аддадрио младшим вскоре переросло в их личную дружбу. В настоящее время "Саммерфилд Мюзикл Инструментс" (Summerfield Musical Instruments Ltd.) является дистрибьютором в Великобритании продуктов под торговыми марками Martin и Darco (обе в настоящее время принадлежат C. F. Martin & Co.), La Bella, D’Addario, Savarez, Royal Classics и др.

В 1980 году Морис Дж. Саммерфилд основал компанию "Гитар Мастерс Рекордс" (Guitar Masters Records), которой были выпущены записи Дэвида Рассела, Хорхе Мореля и ряда других выдающихся классических и джазовых гитаристов. Современный каталог гитарных записей, одним из крупнейших мировых продавцов которых является эта компания, включает более 1000 наименований  DVD и CD дисков. Наряду с этим Саммерфилд проявил себя и как крупный концертный промоутер, благодаря которому, в частности, с 1984 года ежегодно проводились престижные серии концертов в знаменитом лондонском концертном зале Уигмор-Холл (Wigmore Hall). Он был организатором семинаров и мастер-классов американских джазовых гитаристов Барни Кесселя (Barney Kessel), Джо Пасса (Joe Pass), виртуозного акустического гитариста Стефана Гроссмана (Stefan Grossman), классического гитариста Дэвида Рассела (David Russell), гитариста-фламенко Хуана Мартина (Juan Martin) и многих других выдающихся гитаристов, играющих в различных стилях и направлениях.

В сентябре 1982 года М. Саммерфилд основал журнал "Клэсикэл гитар" (Classical Guitar magazine), ставший впоследствии самым известным мировым изданием, посвященным классической гитаре.

В 1978 году им было открыто музыкальное издательство Эшли Марк Паблишинг (Ashley Mark Publishing), получившее название по именами двух его сыновей. В настоящее время оно является составной частью компании Саммерфилд Мюзикл Инструментс (Summerfield Musical Instruments Ltd.).  С 2000 года продажи книг, нот, журнала Classical Guitar magazine, музыкальных CD и DVD-дисков, гитар, струн, музыкальных аксессуаров и проч. осуществляются компанией в интернете через сайт www.fretsonly.com.

Суперобложка первого издания книги М. Дж. Саммерфилда
"Классическая гитара: ее развитие и исполнители, начиная с 1800 года"

Широкую мировую известность Морис Дж. Саммерфилд снискал себе не только как успешный коммерсант, но и как автор трех фундаментальных работ: "Классическая гитара: ее развитие, музыканты и личности, начиная с 1800 года" (Maurice J. Summerfield. The classical guitar: its evolution, players and personalities since 1800" (1-е изд. — 1982), выдержавшую к 2002 году 5 изданий; аналогичного энциклопедического справочника, посвященного джазовой гитаре и гитаристам — "Джазовая гитара: ее эволюция, исполнители и личности с 1900 года" (Summerfield, Maurice J. The Jazz Guitar: Its Evolution, Players and Personalities Since 1900. Gateshead: Ashley Mark, 1978. 238 pp.; 2nd ed. Gateshead: Ashley Mark, 1979, 3rd ed. Gateshead: Ashley Mark, 1980; впервые была опубликована в 1978 году, а затем еще трижды переиздавалась, каждый раз с исправлениями и дополнениями), а также вышедшей в октябре 2008 года книги "Барни Кессел джазовая легенда" (Barney Kessel — A Jazz Legend. Ashley Mark Publishing Company, Blaydon, 2008), посвященной знаменитому американскому джазовому гитаристу-самоучке (Barney Kessel, 1923-2004).

Maurice J. Summerfield. The classical guitar: its evolution, players and personalities since 1800"     Summerfield, Maurice J. The Jazz Guitar: Its Evolution, Players and Personalities Since 1900.

Морис Саммерфилд
Гитара в джазе (ее эволюция и исполнители)
Изд-во Эшли, Великобритания

   Автор этого словаря М. Саммерфилд (1940) в течение многих лет сам играл на гитаре в различных джазовых группах и танцевальных ансамблях. Уже в юности, в возрасте 18 лет, он принимает активное участие в фамильном бизнесе, в том числе в торговле гитарами, и создает собственную фирму по продаже гитар и гитарных аксессуаров. Кроме того, он является создателем гитарной ассоциации Великобритании.
   Это прекрасно иллюстрированная книга, насчиты­вающая 239 страниц, может быть отличным справоч­ным пособием для всех, кто интересуется историей джазовой гитары. Собственно вопросу эволюции джа­зовой гитары здесь отводится мало места, это скорее "краткий курс" с перечислением основных тенденций развития джазовой гитары с 1895 по 1978 гг.
   Во второй – основной части – в алфавитном порядке изложены краткие биографические данные и творческая характеристика гитаристов, перечислены важнейшие записи и рецензии. Следует особенно отметить великолепный подбор фотографий гита­ристов, уникальных документальных снимков с кон­цертов, групповых портретов и других редких фото­графий, на которых запечатлена история джазовой гитары...
   Небольшой – третий раздел книги посвящен джазовой гитаре как музыкальному инструменту, компаниям, изготавливающим их, а также гитарным мастерам.
   В конце книги даны адреса гитарных журналов, магазинов в Европе и США.
 

Морис Саммерфилд
Классическая гитара, ее эволюция и исполнители
Изд-во Эшли, Великобритания

   В этом словаре, как и в предыдущей работе Сам­мерфилда сохранен общий принцип построения и характер изложения материала. Небольшая статья, посвященная столетию эволюции классической гитары (начиная с 1800 г.). Затем следуют биографии извест­ных гитаристов, композиторов и издателей, изложен­ные в алфавитном порядке, списки сочинений, грам­записи, статьи в журналах и великолепные уникаль­ные гравюры и фотографии, затем также в алфавитном порядке следуют биографии участников известных гитарных ансамблей – дуэтов, трио, квартетов и т. д.
   Небольшой раздел посвящен биографиям компо­зиторов – не гитаристов, писавших для гитары (это в основном европейские и американские композиторы ХХ века).
   Раздел – классическая гитара и ее мастера – это обзор гитарных фирм и известных изготовителей гитар.
   Завершает книгу, насчитывающую 306 страниц, обзор гитарных школ и краткие биографии известных музыкантов, издателей и продюсеров, связанных с классической гитарой. К сожалению, в этой прекрасно изданной книге почти ничего нельзя прочитать о гитаре в России, хотя она была напечатана в 1982 году. Впрочем, не следует забывать, что в годы суще­ствования бывшего СССР за железным занавесом, в условиях холодной войны, информация о гитарной жизни в стране для Запада была почти недоступна.
 

Журнал "Гитаристъ", 1997, № 3. С. 58.
 
 

Свыше 38 лет Морис Дж. Саммерфилд входил в состав совета генерального комитета Ассоциации музыкальной индустрии Великобритании (Music Industries Association), которая наиболее полно представляет интересы участников музыкального рынка страны. В июле 1997 года был избран полноправным членом старейшей музыкальной гильдии Лондона - Worshipful Company of Musicians (букв.: "достопочтенная компания музыкантов"), основанной в 1380 году.  В 2003 году вошел в ее Правление, а 11 ноября 2009 года был удостоен титула "магистр" - высшего звания "Компании музыкантов". В 1998 году при поддержке М. Саммерфилда Worshipful Company of Musicians был учрежден гитарный конкурс и установлена Премия для юных гитаристов имени Айвора (Ивора) Майранца — Ivor Mairants Guitar Award. В настоящее время ежегодный международный гитарный конкурс, носящий имя профессионального джазового и классического гитариста, педагога и композитора Ивора Майранца (1908-1998), является одним из самых престижных в мире.

В декабре 1997 года М. Саммерфилд был удостоен звания "Почетный гражданин лондонского Сити" (Freedom of the City of London). Среди носителей этого старейшего почетного титула, история присуждения которого восходит еще к 13 веку, принц Чарльз, Уинстон Черчилль, Маргарет Тетчер, Гельмут Коль, Лучано Поваротти и другие выдающиеся личности прошлого и современности.

В мае 2010 года М. Саммерфильд был удостоен престижной награды лондонской  Королевской академии музыки — HonARAM (Honorary Associate of the Royal Academy of Music) — присуждаемой академией лицам, не являющимся выпускниками или членами Академии, но внесшим значительный вклад  в развитие музыки. Кроме того, за значительный личный вклад в развитие классической гитары Гитарная ассоциация Америки (Guitar Foundation of America, GFA) присвоила Морису Дж. Саммерфилду почетное звание "Лидер отрасли" (GFA Industry Leadership Award) за 2013 год.


 

* В 1929 году компания "Хошино Гакки" начала импортировать из Испании гитары испанского мастера Сальвадора Ибаньеса (Salvador Ibanez, 1854-1920), а после того как во время гражданской войны в Испании (1936-1939) испанская мастерская была уничтожена  и оригинальные гитары стали недоступны, она выкупила права на торговую марку "Ибаньес" – Ibanez, т. к. эти гитары пользовались высоким спросом из-за своего высокого качества, и начала выпускать классические и акустические гитары самостоятельно, сначала как "Ибаньес Сальвадор" (Ibanez Salvador), а позже как "Ибаньес" (Ibanez). Название марки большей частью стало произноситься на английский (= американский) манер как "Айбэниз" с ударением на первый слог.

 
Рейтинг@Mail.ru