ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (10) / 2014

№ 1 (10) / 2014

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2014 • № 1 (10) • С. 1 (11-12)

     

Современная летопись гитары.

В. А. РУСАНОВ.

Биографический очерк И. М. Юрцева
*)

«Музыка гитариста», 1907, № 10, с. 153-159; № 12, с. 188-194.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

   Нам прислана г. Юрцевым биография сотрудника нашего журнала В. А. Русанова.
   Наши читатели много раз обращались в редакцию с просьбою ознакомить их на страницах журнала с жизнью и деятельностью лица, так много способствовавшего своими трудами развитию и возрождению гитары.
Уступая их просьбам, мы с удовольствием даем место труду г. Юрцева, но считаем долгом заявить, что биография В. А. появляется в печати против его желания и согласия как заведующего литературным отделом нашего журнала.
   Заслуги В. А. как борца за доброе имя гитары и труды как писателя и композитора уже дали ему несомненное право на самое почетное место в истории инструмента, на какое едва ли кто из современных гитаристов может и рассчитывать, и отметить этот факт составляет обязанность журнала, посвященного интересам гитары.
   Мы твердо убеждены, что талант уважаемого В. А. многие и многие годы будет вести наш инструмент по пути прогресса. Портрет В. А. мы дадим особым приложением к журналу.


(А-ев).

* * *


   Гитара не только милый, симпатичный инструмент, но и инструмент очень серьезный. Она имеет множество почитателей во всех слоях общества. Из деятелей на поприще гитарной музыки и литературы она в течение нескольких столетий выдвинула много имен, славных неустанной работой на ее пользу и процветание. Имена многих из этих деятелей бессмертны для гитаристов, слава их неувядаема. Труды их будут служить гитаристам нескончаемые годы, как для пособия при изучении гитарной музыки, так и истинным наслаждением не только гитариста, но и для всякого образованного музыканта. Имена их — гордость гитаристов. В настоящее время они стали достаточно известны почти каждому любителю гитары, известны стали и их биографии, печатавшиеся в журнале "Гитарист".
   У нас, в России, более популярна семиструнная гитара. Появилась она в конце 18-го столетия и в своей семиструнной форме очень полюбилась русскому народу. Ее задушевные, тоскливые звуки особенно подошли к русским народным песням. Поэтому, вскоре после появления в России гитара привлекла к себе симпатии лучших музыкальных людей и стала модным инструментом. И как теперь считают необходимым изучение игры на фортепиано, так в то время считалось обязательным уметь играть на гитаре.
   Период времени с начала 19-го столетия до конца 50-х годов — самый блестящий период в истории русской семиструнной гитары. Помимо симпатии к ней в тогдашнем обществе, она выдвигает в этот период такие немеркнущие имена, как А. О. Сихра, М. Т. Высотский, С. Н. Аксенов, В. Морков, доктор Ветров, Соколовский и мн. др.
   Но как ни гениальны были эти музыканты, — знали о них очень немногие истинные любители гитары, а с начала 60-х годов про них начинают забывать и уже к 90-м годам забывают окончательно.
   В течение этого времени гитара переживает полнейший упадок.
   Объясняется это отчасти распространением фортепиано, но, и в гораздо большей степени, деятельностью и отношением к своему инструменту самих гитаристов. Идут беспощадные годы. Все старые, славные гитаристы сходят со сцены. Никому не остается держать на надлежащей высоте знамя гитары. На смену им жизнь выдвигает гитаристов уже совершенно другого направления.
   Великие произведения великих мастеров ими признаются устаревшими, не отвечающими требованиям современности, вернее же сказать, эти творения недоступны их невежественному пониманию, а также и техническому развитию.
   И благодаря таким отношениям и взглядам на классическую, образцовую гитарную литературу, появляются пьесы кафешантанного характера. Литература наводняется польками, маршами и вальсами легкого содержания. Появляется целый ряд школ с зазывательными заголовками на обложках, в которых о лучшем методе Сихры не говорится ни слова. Но и этого, видно, было мало новоявленным гитарным писателям. В довершение всего, апофеозом позора является циферная система, якобы дающая возможность чуть ли не через пять минут сделаться виртуозом на гитаре.
   Но вот наступает 1899 год. И на сереньком фоне жизни гитаристов появляется новая светлая личность. Человек этот бескорыстно отдается служению гитаре. Он решительно выступает на борьбу за ее доброе имя — и с людьми, погубившими гитару, и с общественным о ней мнением. Он, по образному его самого выражению, "гонит торгашей из храма". И затем, всей последующей деятельностью совершает целый переворот в истории не только русской гитары, но и вообще во всей гитарной музыке и литературе. С появлением этой личности открываются новые страницы в истории гитары. Воскресают забытые имена, извлекаются из пыли и праха старинные фолианты и наш любимый инструмент снова занимает принадлежащее ему по праву положение. Начинается сближение еще кое-где по углам притаившихся истинных любителей гитары, начинается совместная их работа. И вновь воскресло доброе имя гитары. Начинают знакомиться с жизнью и деятельностью прежних гитаристов, появляются исторические очерки о них и, как венец всего, появляется капитальнейший труд, полная история гитары, начиная с самых отдаленных времен, времен возникновения щипковых струнных инструментов и кончая нашими днями; и история эта далеко еще не окончена. Наконец, благодаря неустанным трудам этого человека, — уже четвертый год существует в России, пользуясь популярностью, журнал "Гитарист", переименованный в 1907 г. в "Музыку Гитариста".
   Сейчас гитара приобрела себе почетное место всюду: в домах аристократов и в бедной квартирке рабочего. Взгляд на нее изменился в ее пользу, ее вновь стали признавать за серьезный инструмент, требующий глубокого изучения и любовного к себе отношения.
   Такому блестящему возрождению гитары мы обязаны почти одному человеку, жизни и деятельности которого и посвящаю последующие строки моего очерка.
 


  *) Источники, послужившие материалом для составления очерка: 1) Воспоминания и пережитое. 2) Письма Вал. Алекс. Русанова к автору очерка. 3) Письма гитаристов к В. А. Русанову. 4) Очерк о Высотском. 5) Очерк о Сихре. 6) Книга Заяицкого "Сообщения Интернационального Союза Гитаристов". 7) Журнал "Гитарист" за 1904, 1905, 1906 и 1907 года. 8) Композиции и переложения В. А. Русанова. — И. Ю.

  ***

  В 1993 году небольшой фрагмент статьи И. М. Юрцева был напечатан в 1­м номере возобновленного издания журнала "Гитарист" (гл. ред. – В. Д. Волков), однако этот замечательный очерк заслуживает быть опубликованным в полном объеме.
  Юрцев Иван Матвеевич (род. в 1871 году, дата смерти неизвестна), – поэт­самоучка и прозаик, гитарист­любитель. Ученик В. А. Русанова, посвятившего ему свою фантазию на песню "Среди долины ровныя". Сын крестьянина, ребенком был привезен в Москву, где его отец торговал в мелочной лавочке. Учился в городском училище, служил на железной дороге, затем работал наборщиком в типографии Кушнерева; познакомившись там с произведениями русских классиков, сам начал пробовать свои силы в литературе. Печатался большей частью в провинциальных изданиях. Помимо предлагаемого здесь очерка о В. А. Русанове опубликовал несколько рассказов о гитаре и гитаристах в журналах А. Афромеева "Музыка гитариста" ("Подшутили" и "Муки гитариста", №4, 1908; "Лебединая песня", №4, 1909; "История одной гитары", №4, 1910) и "Аккорд" ("В глуши", №1, 1911). Входил в Суриковский литературно­музыкальный кружок, затем один из организаторов и член Коллектива Рабоче­Крестьянских Писателей им. А. С. Неверова. О себе в автобиографии писал: "Я знаю, что имени писательством не составлю, что навсегда останусь тем безвестным писателем­простолюдином, которых без меня так много. Быть может, и причисление себя к писателям есть дерзость, но все-таки писательства я не брошу, потому что в этом я нахожу отдых, возвышающий нас самообман над обыденщиной и однообразием жизни, и кроме того, невидимую, но неразрывную связь со своими друзьями – такими же, как я, – скромными тружениками пера". — Ред.
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru