ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (10) / 2014

№ 1 (10) / 2014

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2014 • № 1 (10) • С. 7 (18-19)

     

   Любимая пьеса Садовского "Среди долины ровныя" Высотского. Он всегда приходил от нее в восторг.
   Однажды, на именинах у Садовского, в многочисленном присутствии гостей, среди которых было много разных и музыкальных и иных знаменитостей, М. П. Садовский обратился к нему со следующей речью: "Валериан Алексеевич! Вы доставили нам сегодня высокое наслаждение, открыв мир новых, неведомых звуков. А ваш Высотский — просто гений: никогда еще и никто с такою удивительною ясностью и простотою не показал мне всю красоту русских песен".
   Что было отвечать на это? И Валериан Алексеевич сказал ему в ответ следующее: "Михаил Провович! Ваша похвала — высокая для меня награда. О Высотском же даже я, гитарист, не мог бы придумать более меткого, более лестного отзыва. Но я должен еще оговориться: я лишь слабый исполнитель его произведений, представьте же себе, как он сам исполнял свои произведения".
   Садовский пожал плечами и проговорил: "даже и вообразить трудно. Думаю только, что это должно быть нечто необыкновенное и гениальное!"
   "Большое счастье, дорогой мой, — писал мне после этого Валериан Алексеевич, — слышать такой отзыв о гитаре, видеть такое к ней внимание. Так как же не работать, зачем унывать!"
   Игра Валериана Алексеевича всегда казалась свободнее и задушевнее, когда он играл в интимном кружке своих близких знакомых. Играть публично он никогда не чувствовал склонности и вообще карьера концертанта всегда была ему антипатична. По этому поводу он высказал несколько задушевных мыслей. Он говорить: "Никогда я не мог преодолеть того особенного жуткого чувства, каковое овладевало мною при выходе на эстраду с гитарой в руках перед волнующимся морем голов. Мне думается, что это чувство должно быть исключительным: помимо робости, присущей каждому артисту, выходящему на эстраду, у гитаристов есть еще и исключительное чувство страха за репутацию своего инструмента. В самом деле: пианист неудачным исполнением роняет только себя, никто не усомнится в музыкальной правоспособности рояля. Совершенно обратное получается при игре на гитаре. Вы чувствуете беззащитность своего инструмента и это заставляет вас бояться не только за себя, но и за доброе имя гитары. Кроме того инструмент, не сильный по тону, гитара страшно требовательна к акустическим условиям зала и страшно чувствительна к настроению артиста. А говорить ли о том, что настроение при игре — это все.
   Нет поэтому ничего мудреного в том, что многие известные гитаристы не выступали публично, а если и выступали, то во всяком случае далеко не с радостным чувством.
   Величайший гитарист-концертант Соколовский признавался, что перед каждым концертом его бьет лихорадка, а игра на эстраде вдвое хуже обыкновенной игры.
   А ему ли не быть уверенным в своей необычайной технике?
   Высокоталантливый композитор В. С. Саренко волновался до такой степени, что ему казалось под пальцами не семь, а четырнадцать струн.
   М. Т. Высотский тщательно избегал не только эстрады, но вообще и незнакомой публики.
   Горемычный Ляхов перед концертом всегда прибегал к l'eau de vie [водке].
   Замечательный артист И. И. Бибиков мог только играть в самом интимном кругу знакомых. И таких примеров очень много.
   Покончив занятия с Соловьевым, Валериан Алексеевич и сам стал давать уроки на гитаре. Для этого он начинает брать уроки по теории музыки и во время этих занятий знакомится с известным пианистом и композитором А. И. Дюбюком. Его живые воспоминания, меткие характеристики известных ему лично первоклассных гитаристов впоследствии дали Валериану Алексеевичу очень ценный материал для его исторических очерков.
   Кроме беспрерывной работы по истории гитары Валериан Алексеевич отдает много времени своим ученикам, занимаясь с ними так, как едва ли кто из учителей занимается со своими учениками. От них он требует аккуратного посещения уроков и терпеть не может, кто их пропускает, манкирует ими. И это по отношению ко всем ученикам, как платным, так и бесплатным. Однажды в письме он мне высказал:
   ".... как вы не поймете, что пренебрежение к урокам, странное молчание — ведь, это в самом деле для меня тяжело. Ведь, я сижу, жду вас, думаю, вот сейчас придет, надо кое-что сказать ему, поправить, а вас нет и нет.... Спросите моих учеников, всех поголовно, от самых богатых до самых бедных, от чиновных до простых торговцев — как попадает им за манкировку. А ведь, в сущности говоря, беря не поурочно, а за месяц, для меня такие пропуски могли бы быть отдыхом. Так почему же я так за это нападаю? Да потому, что дорожу их успехом, быть может, более, чем их платой".
   Преподает он по методе Сихры, постепенно подготовляя ученика к занятиям по школе этого гитариста.
   В 1898 году в октябре Валериан Алексеевич получает от Общества Мандолинистов и Гитаристов предложение вступить в это общество. Он всегда был против участия в оркестровой игре мандолинистов, так как гитара там служит только для аккомпанемента.
   Но так как при названном обществе открывались гитарные курсы, а Валериан Алексеевич приглашался в качестве солиста, то он и вступил в число членов Общества, надеясь поставить в нем гитару, как самостоятельно функционирующий инструмент.
   Упомянув раньше чуть ли не о полнейшем упадке гитарной музыки и о появлении гитаристов с направлением, погубившим гитару, я должен сказать, что все это заставляло Валериана Алексеевича глубоко страдать за нее и часто помногу и подолгу задумываться. Он видел ошибки своих предшественников. Видел, что недостатки их заключаются в узком, личном отношении к гитаре и гитаристам. Они видели в них только поприще для своего самолюбия и наживы. Они не смотрели на гитару серьезно и не любили ее. Например, один из лучших представителей гитары, который мог бы с пользою послужить ей, больше увлекается другим инструментом. Петербургский гитарист Галин тоже смотрел на гитару с чисто коммерческой точки зрения и так почти все более или менее даровитые гитаристы. Они любили и любят только себя. До будущего гитары им нет никакого дела, потому что они никогда не страдали за гитару, за ее положение и ее доброе имя.
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru