ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (10) / 2014

№ 1 (10) / 2014

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2014 • № 1 (10) • С. 8 (19-20)

     

   Ошибки других он видел в их трусливости, в рабском подчинении общественным вкусам и мнениям. И вместо того, чтобы бороться за гитару, они поддерживали упадок и разрушение, отыскивая в развалинах одне монеты, но не заботясь восстановить разрушенное здание: находя редкие рукописи, они прятали их, ревниво оберегая от других, издавали лишь свои сочинения, преподавали по своим собственным школам и методам.
   Делалось все это для своей лишь славы, а самым выгодным фоном их славы являлось, конечно, забвение того, что составляло истинную славу гитары, т. е. ее истории и классических сочинений. Сами они играли Сихру и Высотского, обязаны были их школам, а другим предоставляли играть лишь свои собственные сочинения.
   Чтобы выступить на борьбу за инструмент и с обществом и с ними, нужен был человек смелый, решительный и бескорыстный. Надо было "гнать торгашей из храма".
   Долго ждал такого человека Валериан Алексеевич, да так и не дождался. Тогда он решается выступить сам.
   Вступив на этот путь, он свершает дело громадного для гитаристов значения. Он делает целый переворот в истории гитары, открывает ее новые страницы. Победив общественное мнение и вкусы, он дает обществу и гитаристам надлежащее понятие о великих произведениях корифеев гитарной музыки, дает им здоровую пищу для ума и сердца. Он становится их руководителем в течение всего последнего десятилетия и до сего времени истинные музыканты гитаристы чутко прислушиваются к его мнению, к его словам. Для многих из них его взгляды становятся как бы законом и они свято и нерушимо исполняют его предначертания. Если бы собрать все его правила, все его мысли о гитаре, рассыпанные во множестве его писем и сочинений, — в одно стройное целое, то для гитаристов они были бы необходимые для них правила жизни и драгоценная книга на всю жизнь.
   В совершенстве владея инструментом, хорошо изучив теорию музыки и, главным образом, изучив гитарную педагогическую и общую гитарную литературу, Валериан Алексеевич первым долгом, для проведения между начинающими гитаристами метода классической игры на гитаре, выступает в качестве учителя на этом инструменте. Выдержка, энергия, настойчивость и терпение — завоевывают ему успех на этом трудном поприще и дают ему положение одного из лучших гитарных учителей Москвы. Благодаря этому, около его постоянно группируется кружок учеников, как из высшего и среднего общества, так и из бедного сословия Москвы; у них он приобретает не только уважение, но, и в большинстве, горячую привязанность и любовь. Но он для всех одинаково приветлив, одинаково доступен. У него нет разницы для людей со средствами и для людей небогатых. Если он и допускает разницу между теми и другими, то разве только в плате за уроки: с богатых он брал "добросовестно", а с бедных ничего не брал. И если между последними бывали лица, не желавшие брать уроки бесплатно, то Валериан Алексеевич брал с них, сообразуясь с их достатком, а в большинстве случаев полагаясь на их собственное желание.
   Обладая художественным чутьем, он всегда узнавал талантливого ученика. Тогда он все свои силы и знание прилагал к тому, чтобы привязать ученика к гитаре, вселял в него неизменную любовь к своему инструменту и был бесконечно счастлив каждому, хотя и небольшому, успеху своего любимца. Для того, чтобы чем-нибудь расшевелить такого ученика, он писал ему нередко горячие письма. И тот, зачитываясь такими письмами, стряхивал с себя хмурое настроение и забывал с гитарой в руках все на свете.
   Например, уральский гитарист Павел Дмитриевич Чумаков писал ему: "....Все ваши письма проникнуты таким сердечным участием ко мне и такою любовью к любимице нашей гитаре, что я очень часто их перечитываю и в них нахожу поддержку в минуты упадка духа и отчаянья".
   Да и как на самом деле не привязаться к гитаре и не забыть про все, как не воодушевиться, читая, например, следующие строки:
   "Не падайте духом, не обращайте внимания на суждения людей, любите музыку и гитару для себя, для своего ума и сердца, не стремитесь к дешевым успехам и славе. …Никогда не огорчайтесь равнодушием окружающих. Не всем доступно понимание и наслаждение музыкою и о таких людях нам, любящим музыку, остается только жалеть. Вспомните стихотворение Авенариуса: "Музыка — воздушный отклик чувства, уверяет музыкант. Музыка — гремящее искусство, говорить философ Кант. Оба правы: что одним отрада и утеха, то другим — досадная помеха". Вполне естественно петь соловью и забываться в собственных звуках: не сознавая сам, он поет о любви, о солнце, о жизни. Это факт, проверенный естествознанием, но петь ястребу или филину, злому, кровожадному было бы странно. Мы переживаем тяжелое время ожесточенной борьбы за существование, мы живем в городе, среди серых камней, среди озлобленных и полубольных людей, — вот почва для искусства, вот почему нежные звуки гитары не трогают их сердца. Немудрено, что среди южных народов, под синим ярким небом, среди роскошной природы — музыка является более живою потребностью души и они впервые ухватились за гитару. Помните одно: ночная тишина, луна, душевное настроение, да два, три задушевные приятеля — вот неизменные спутники гитары и гитариста. Не ремесло, не слава эстрады, не деньги до сих пор дают жизнь гитаре, несмотря на невозможно тяжелые исторические условия, а истинная любовь к музыке — ради самой музыки. И гитара никогда не умрет и не будет забыта".
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru