Величайший гитарист-концертант Соколовский признавался, что перед каждым концертом его бьет лихорадка, а игра на эстраде вдвое хуже его обыкновенной игры.
А ему ли было не быть уверенным в своей необычайной технике?
Высокоталантливый композитор В. С. Саренко волновался до такой степени, что ему казалось под пальцами не семь, а четырнадцать струн.
М. Т. Высотский тщательно избегал не только эстрады, но и вообще незнакомой публики.
Горемычный И. Е. Ляхов перед концертом всегда прибегал к
l'eau de vie.
Замечательный артист на гитаре А. И. Бибиков (бывший директором 2-го петербургского кадетского корпуса) мог играть только в самом интимном
кругу знакомых. И таких примеров очень много.
Тем не менее, концертная эстрада, конечно, есть лучшее средство для распространения доброго мнения о гитаре и первоклассная школа для
проверки своего знания, опытности и веры в чарующие средства своего инструмента.
Что же касается наших вечеров, то по опыту могу сказать, что они были помимо всего очень педагогичны для молодых, начинавших гитаристов; для
них это была школа, заставлявшая их усиленно работать над своим репертуаром, вдумываться глубже и серьезнее в изучаемое произведение,
проверять свой музыкальный выбор и вкус. В конце концов у каждого из исполнителей собирался тщательно выбранный и разработанный репертуар, необходимый для каждого гитариста.
Между всеми этими делами я непрерывно занимался собиранием исторического материала для своих очерков, вел оживленную переписку со многими лицами,
рылся в музеях, словарях и старинных изданиях.
Собирание исторического материала при нашем отношении к историческим памятникам и к историческим деятелям, при современном состоянии наших
справочных изданий биографического и библиографического характера — дело очень трудное, а главное легко сделать серьезные ошибки в биографиях и
исторических выводах. Вот почему приходится быть очень осторожным и медленно идти по пути различных изысканий.
Тем не менее, некоторые очерки были уже закончены, но появление их в печати тормозилось неимением средств для напечатания.
В 1898 году, работая над биографией доктора В. С. Саренко (гитариста-композитора) и желая уяснить себе, почему гитара пользуется
особенной любовью среди докторов, я обратился с некоторыми вопросами к нашему известному покровителю гитары и превосходному гитаристу — доктору С. С. Заяицкому.
С этого и завязалось наше знакомство, имевшее в моей жизни громадное значение; радушие, приветливость, тонкое понимание гитары, отзывчивость
и какое-то рыцарское отношение к делу, удивительный такт в обращении — все это давно уже поставило С. С. Заяицкого в центре и сгруппировало вокруг него чуть не всех русских гитаристов.
Узнав о моем труде и ответив мне на это полным одобрением и сочувствием, он тотчас же пришел ко мне на помощь, результатом которой и явился в
печати мой первый очерк "Гитара и гитаристы", заключавший в себе биографию его излюбленного композитора М. Т. Высотского. Говорить ли о
том счастье, которое я испытал, когда в мае месяце 1899 года я получил первый экземпляр своего очерка? О том замирании сердца, с которым я ждал
отзывов печати и гитаристов о своем труде? — Этого нельзя передать словами, это надо испытать.
Страх, надежда — ежеминутно сменялись в моей душе.
Но появились отзывы, со всех сторон посылались приветственные письма, и страх сменился торжественною радостью.
Главное радовали меня письма гитаристов: все они точно встрепенулись; я получил приветствия и выражения самой горячей благодарности из
Тобольска, Томска, Тюмени, Петербурга, Тулы, Курска, Варшавы, Белгорода, Н.-Новгорода, Новочеркасска, Эривани, Уральска, Цюриха и многих других
городов. Эти письма я храню свято: когда в мою душу заползает сомнение (бывает и это), или я слышу злое шипение, или устаешь от трудности
работы так, что нападает отчаяние и страх, — я беру эти письма, перечитываю их и снова принимаюсь бодро за свои изыскания и статьи.
Итак, первый шаг был сделан; в прошлом году мне удалось отпечатать второй очерк о Сихре.
В настоящее время я работаю над большим очерком "Введение к истории гитары в России". Очерк этот обнимает собою историю возникновения
струнных щипковых инструментов и историю гитары за границею.
В издании этого очерка принял горячее участие Сергей Густавович Струве, большой любитель гитары, сам талантливый музыкант, молодой, симпатичный,
отзывчивый человек. Он принял не только участие в моем труде, но и во всей моей жизни, и я могу работать в настоящее время, радостно и
спокойно отдаваясь делу, зная что мой труд не погибнет, а рано или поздно появится в печати и, может быть, принесет свою пользу общему
делу — делу процветания гитары и ее музыки. Что же касается моих трудов в области композиции, то они так ничтожны, что о них не приходится и
говорить: все это небольшие этюды, писанные для учеников, маленькие пьесы для начинающих гитаристов. Очень может быть, что я и не решился бы
их печатать, если бы не просьбы моих учеников и лиц, которым они посвящены, и если бы не надоедливое переписывание их для желающих ими воспользоваться.
Но главное вынуждает печатать то, что они распространяются в рукописи, с массой ошибок при переписке.
Не могу еще не упомянуть об одном из искреннейших своих друзей, о Роберте Ивановиче Архузен.
Этому артисту и художнику своего дела глубоко обязаны и я и мои ученики, обладатели его превосходных инструментов. Нет для меня и не будет дороже
гитары, на которой написано его рукою: "В. А. Русанову, на добрую память".
Вот все, что могу вспомнить, что-либо интересного в своей жизни.
В. Русанов
|