ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", № 4 (13), 2014.

№ 4 (13) / 2014

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2014 • № 4 (13) • С. 4

   

А. Ф. МОСКВИН

ИЗ ИСТОРИИ ГИТАРЫ В Г. ЯРОСЛАВЛЕ

   Идея извлекать звуки из натянутой тетивы лука дала жизнь огромному количеству музыкальных инструментов. Но ни одному из них по популярности не удалось сравниться с гитарой. Пройдя долгий путь от бытового музицирования до блестящего концертного исполнительства, она остаётся для многих людей одним из самых привлекательных средств общения с музыкой.
   На рубеже XVIII-XIX веков можно отметить появление трёх центров развития гитарного искусства – в Италии, Испании и России. Деятельность Мауро Джулиани и Фернандо Сора доказала возможность появления гитары на профессиональной сцене как солирующего инструмента наряду со скрипкой и фортепиано.
   На территории же Российской Империи с её извечными двумя проблемами происходило всё несколько иначе. У нас по определению не может быть гладко…
   В книге Б. Вольмана «Гитара в России» в качестве возможной исторической родины гитары семиструнной, кроме России, упоминаются Франция, Германия и Польша. Не вдаваясь в полемику, заметим, что такого широкого распространения, как в России, семиструнная гитара не имела нигде. И даже если воздержаться от скоропалительных выводов, то логично было бы предположить, что седьмую струну, скорее всего, могли добавить именно в России. Подковали же блоху…
   Таким образом, гитарное искусство в России стало развиваться своим путём или правильнее сказать – двумя путями. Исторически сложилось разделение российских гитаристов на два лагеря. У каждого строя появлялись приверженцы и противники. Были примеры как творческого сотрудни­чества (Л. Андронов – В. Вавилов), так и ожесточённых выпадов (В. Славский).
   К началу XX века в России наибольшей популярностью пользовалась семиструнная гитара. Не был исключением и г. Ярославль. В городской среде домашнее музицирование на гитаре было довольно распространено. Такой вывод можно сделать, просматривая сохранившиеся в некоторых домашних архивах нотные издания.
   Так, довольно часто удавалось найти издания популярных песен и романсов издателя В. В. Зарнова. Они продавались отдельными листками (один листок – одна пьеса) по цене 10-15 копеек. Это были своеобразные табулатуры, где на семи линиях (по числу струн) проставлялись номера ладов, которые следовало прижимать. Автор рекомендовал себя как опытного педагога, доказывал преимущества своего метода обучения, называя его «Легко-правильная система В. В. Зарнова», и утверждал, что практика издания «…отдельными пьесами, а не самоучителей – тетрадями, которые трудны и имеют репертуар пьес неинтересный…» более всего подходит для самообучения. Была также сноска – «С подражаниями других издателей прошу не смешивать!».
   Такая находка позволяет сделать вывод, что были и самоучители, и другие издатели. В период с 1900 по 1905 год в Ярославле бывал известный гитарист и композитор-семиструнник Александр Петрович Соловьёв (1856-1911). Были у него и ученики, из которых наибольших успехов добился Константин Павлович Лесников (1883-1949). Известно, что в Заволжском районе проживал гитарист по фамилии Гольмерс.
   В свою очередь, у К. П. Лесникова учились ярославские любители гитары Н. И. Панин (1897 г. р.), А. Н. Алфеев и Е. А. Старков. Алфеев был уникальным коллекционером нот для гитары и подарил Ярославской областной библиотеке большую коллекцию старинных нот с экслибрисом «Из нот Алфеева А. Н.». В числе этих нот была «Школа игры на семиструнной гитаре» Игнатия Гельда 1798 года издания, школа А. Сихры, школа М. Высотского и другие.
   Свою любовь к гитаре Константин Павлович передал сыну Борису (1910-1978), со слов которого и была записана эта информация. Борис Константинович как гитарист работал некоторое время в Ярославской областной филармонии и в театре имени Ф. Г. Волкова. В 1952 году при клубе «Гигант» он организовал кружок обучения игре на семиструнной гитаре. Из учеников Б. Лесникова значи­тельных успехов добился Владимир Красовицкий, по профессии врач-терапевт.
   Во время Великой Отечественной войны в Ярославль был эвакуирован из Ленинграда известный советский гитарист Пётр Иванович Исаков, который несколько лет работал директором Данилов­ского дома культуры, а затем – в Ярославской областной филармонии в период с 1942 года до начала 50-х годов. Опираясь на этот факт, мы посчитали возможным включить П. И. Исакова в данный справочник.
   Наступало время, запомнившееся выращиванием кукурузы на пришкольных участках и «колбасными» электричками. Несмотря на то, что идея всеобщего благополучия была далека от совершенства, тем не менее из репродукторов регулярно звучала гитара Владимира Сазонова, как и в кинофильмах той поры – «Девушка без адреса», «Дом, в котором я живу», «Добровольцы» и других. В единственной чёрно-белой телевизионной программе выступления гитаристов были не такой уж редкостью.
   Кто сосчитает, сколько теперь программ на телевидении? Пятьдесят? Сто? Двести? А в паузах между рекламой кто-нибудь гитариста видел? Теперь в моде другие звуки…
   Были песни Высоцкого и Визбора, которые распевали под гитару почти в каждом дворе. Гитара всё больше входила в быт, становилась «модным» инструментом, своеобразным символом эпохи. Всякий, кто умел извлекать два-три аккорда, становился центром внимания. Преимущественно гитара была семиструнная, да и мало кто знал, что бывает какая-то другая.
   Кстати, с 1963 года в Ярославле живёт ученик В. Сазонова, гитарист-любитель Юрий Платонов, который познакомил ярославских гитаристов с «Полькой» Ильи Соколова.   

1 2
Рейтинг@Mail.ru