ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 12 (14)

     

Петербурге, вариант-повторение 1842 года — в Национальной галерее Армении в Ереване.
   В Русский музей [28] картина В. А. Тропинина «Гитарист», 1839, поступила в 1897 году из Царскосельского Александровского дворца в числе произведений, переданных тогда ему из Зимнего, Царскосельского Александровского и Гатчинского дворцов при формировании нового музея. Передаваемое собрание Царскосельского Александровского дворца состояло из девяносто пяти картин, этюдов и эскизов, большая часть из которых, включая «Гитариста», входила в коллекцию Александра III, а ранее в картинную галерею В. А. Кокорева [29] («Гитарист» Тро­пи­нина был приобретен у него в 1870 году за 400 рублей [30]).


[28] В то время это был только что созданный Русский музей Императора Александра III, учре­жден­ный в память об отце Указом от 13 апреля 1895 года вступившим на престол Николаем II; музею под размещение был передан весь комплекс Ми­хай­лов­ского дворца, который и в настоящее время остается главным зданием Русского музея, где находится его основная коллекция. Музей был открыт для посетителей 7 (19) марта 1898 года.

[29] Василий Александрович Кокорев (1817–1889), русский предприниматель и меценат, общественный деятель, известный коллекционер. Произведения русских и иностранных художников стал покупать с начала 1850-х гг. В коллекции имелось шесть картин В. А. Тропинина, в том числе «Гитарист», «Девочка с куклой», «Девушка с горшком» и «Возвращение солдата домой на побывку», хранящиеся сейчас в Русском музее. Кроме того 40 картин К. Брюллова, более двадцати полотен И. Айвазовского и др. 26 января 1862 года открыл первую публичную картинную галерею, на его средства был устроен Владимиро-Мариинский приют для молодых художников, предназначавшийся «для летнего пребывания лучших академистов, нуждающихся или в поправлении своего здоровья, или в усо­вер­шенст­во­ва­нии себя в искусстве этюдами с натуры» (позднее творческая — «Академическая» — дача для учеников Академии художеств, ныне Дом творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина). За свои заслуги он был избран почетным членом Академии художеств. В 1863 году А. Н. Андреевым был составлен и опубликован «Указатель картин и художественных произведений галереи В. А. Ко­ко­рева», которую он включал в число крупнейших художественных собраний Европы. Будучи круп­ней­шим российским предпринимателем стоял у истоков нефтяной промышленности в России. В 1859 году построил вблизи Баку первый в мире нефте­перегонный завод (Джон Рокфеллер запустил свой четыре года спустя), где под присмотром приват-доцента Дмитрия Менделеева производилось масло, которое вскоре назвали керосином. В 1861-м инвестировал в постройку Волго-Донской железной дороги, в 1874-м — Уральской железной дороги, попутно учредил два банка — первый частный отечественный Московский купеческий банк и Волжско-Камский, самый крупный акционерный. Он же провел в Москве первую конку и построил грандиозное Кокоревское подворье.
   Любителям гитарной истории будет не­без­ынте­ресным и тот факт, что с В. А. Кокоревым многие годы находился в приятельских отношениях известный гитарист Николай Петрович Макаров, который затем по предложению Кокарева 12 лет участвовал и в его «откупном» бизнесе, однако после произошедшего между ними разрыва Н. П. Макаров напечатал в ноябрьском номере журнала «Современник» за 1859 год направленное против своего оппонента обличительное сочинение под заглавием «Задушевная исповедь. Назидательная быль. С вариациями на тему “точки зрения”», в котором вывел своего «обидчика» под именем Василия Андроновича Штукарева.

[30] Каталог картин, [принадлежащих Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу] // Великий князь Александр Александрович: Сборник документов. — М.: Рос. фонд культуры: Студия «ТРИТЭ»: Рос. Архив: Рос.

 

   В каталоге Русского музея императора Александра III об этой картине приводится следующая информация:

   Гитаристъ
   Молодой человек, темный шатен с карими глазами, сидит на стуле, повернувшись en face и играет на гитаре. Одет в лиловый, распахнувшийся на груди халат. Поколенное изображение. Фон серый. Подпись направо, внизу, красными буквами: В. Тропининъ, 1839 Выш. 1 ар. 3 вер., шир. 15 вер. [31] X. Ц. А. Д. По каталогу музея № 284.
   Повтореніе этого портрета, съ некоторыми измененіями, находится въ собраніи М. П. Фабриціусъ [32] въ СПб.
   Съ нашей картины существовала копія, работы Арсенія Тропинина [33], сына художника, на­гра­жден­наго за исполненіе ея 5-го марта 1856 г. званіемъ некласснаго художника [34].

   В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, в «Галерее в Лесном» при Доме ученых, находится картина «Гитарист» близкая к тропининскому оригиналу, достоверно установить имя художника не удалось, но существует предположение, что это может быть копия А. В. Тропинина с отцовского оригинала [35].


гос. ист. архив, 2002. — С. 612. — Запись 116. — (Рос. архив).

[31] 84,5 × 66,7 см. В каталоге современного Русского музея размер этой картины указан 86,5 × 69 (Живопись. XVIII – нач. XIX века: Каталог. / Государственный Русский музей. «Аврора», 1980. — С. 320).

[32] Фабрициус Михаил Платонович (1847–1915), военный инженер, генерал-майор (с 1894). Член ряда комитетов и комиссий, общественный деятель, коллекционер картин и антиквариата. В 1874 г. окончил Николаевскую военно-инженерную академию. В 1876–1883 гг. — бауадъютант (инженер) Большого Кремлевского дворца. С 1885 года — полковник, штаб-офицер для особых поручений в Окружном инженерном управлении Киевского в.о. С 1894 г. — генерал-майор, чиновник особых поручений Кабинета Е. И. В., с 1902 г. — член Совещательного технического комитета по строительной части при Кабинете Е. И. В. С 1905 г. — в отставке. Автор книги «Кремль в Москве. Очерки и картины прошлого и настоящего» (1883). В его собрании была широко представлена русская школа живописи — от Боровиковского до Репина, а также искусство европейских школ. В 1906 году в Санкт-Петербурге был выпущен каталог этого собрания — Картины собрания М. П. Фабрициус (Tableaux collection М. de Fabricius). СПб., 1906. Многие произведения живописи из коллекции М. П. Фабрициуса в течение 1913–1916 гг. были передана в Картинную галерею Ру­мян­цев­ско­го музея.

[33] Тропинин Арсений Васильевич (1809–1885), сын художника. 3 марта 1856 Императорская Академия художеств «по прошению Василия Тропинина, при котором представляет написанные сыном его Арсением две копии, изображающие 1-ая гитариста, а 2-я белошвейку и просит об удостоянии его по оным звания художника живописи, определено: сына академика, Арсения, по представленным копиям и другим известным работам с натуры, удостоить звания неклассного [свободного] художника по живописи портретной» (Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии ху­до­жеств за сто лет ее существования. В 3 ч. / Под ред. и с примеч. П. Н. Петрова. СПб., 1866, ч. 3, с. 259).
[34] Русский музей императора Александра III. Живопись и скульптура, Том 2. — СПб, 1904. — Стр. 418.

[35] См.: Нарышкина Н. А. Музей Политехнического университета в Лесном // Ж-л «История Петербурга». — № 6 (22). — 2004. — С. 53.

     
Рейтинг@Mail.ru