ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 4 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 4 • С. 27

     

1947 ♦ № 22

У микрофона
Иванов-Крамской

  Послушный инструмент переда­ет и задушевность мелодии Чай­ковского, и строгую гармонию ба­ховских аккордов, и простодуш­ное обаяние неаполитанской пе­сенки. Когда замолкают послед­ние звуки, голос диктора произ­носит: «Вы прослушали выступле­ние солиста Всесоюзного радио­комитета Иванова-Крамского».
  Уже скоро пятнадцать лет, как звучит перед микрофоном гитара талантливого советского исполни­теля. С названием этого инстру­мента иногда ошибочно связы­вают представление о непремен­ной испанской экзотике, псевдо­народном «цыганистом» романсе.
  Но гитара, отпрыск одного из древнейших семейств музыкаль­ных инструментов — лютневого, — обладает содержательной и разносторонней биографией,

богатой концертной литерату­рой. Занесенная маврами в Испанию, она быстро разошлась по всей Западной Европе, полу­чив особенное распростра­нение в таких странах, как Италия, Франция. Прочно прижившись везде как бытовой инструмент, гитара вскоре узнала и выдаю­щихся концертных исполнителей виртуозов и талантливых компо­зиторов, посвятивших ей множе­ство сочинений. Классики миро­вой музыки писали для гитары и включали этот инструмент в пар­титуры своих оперных произве­дений: Верди — в «Отелло», Вебер — в «Обероне», Россини — в «Севильском цирюльнике».
  Первые достоверные истори­ческие данные о появлении ги­тары в России относятся к поло­вине XVIII века. Уже в начале XIX столетия этот инструмент получил у нас широкое распро­странение. Один из блестящих русских виртуозов на десяти­струнной гитаре, автор многих пьес и переложений для своего инструмента, Н. Макаров высту­пал с огромным успехом в России и за границей. В 1856 году им был устроен первый конкурс гитаристов в Брюсселе.
  В наших музыкальных учебных заведениях существуют классы гитары, в которых учатся десят­ки молодых музыкантов.

  Среди концертирующих испол­нителей особенно популярен А. М. Иванов-Крамской. В его репертуаре многие оригиналь­ные произведения для гитары, сотни переложений. Ивановым-Крамским написаны прелюдии, этюды, вальсы. В государствен­ном музыкальном издательстве вышел сборник сделанных им переложений произведений Чай­ковского, Мендельсона, Шопена; готовится к изданию сборник его оригинальных пьес и «Школа игры на гитаре».
  Советский гитарист вырос в музыкально одаренной семье. Прадед его — крепостной музы­кант, славившийся своей виртуоз­ной игрой на оркестровых инструментах, — был куплен графом Пашковым [1] у прежнего вла­дельца за тринадцать крепо­стных семейств. Музыкальным талантом отличались и дед и отец исполнителя.
  А. М. Иванов-Крамской нередко участвует в открытых концертах квартета имени Бетховена, ис­полняя партию гитары в квинте­тах Боккерини, квартетах и трио Паганини. За последнее время артист часто выступает в ан­самбле с лауреатом Сталинской премии И. С. Козловским.

А. ГЕОРГИЕВА


[1] Имя крепостника прадеда А. М. Иванова-Крамского в его биографиях встречается довольно часто. И в рассказе самого Александра Михайловича (телепередача «Встречи с мастерами сцены»), и в книге об отце Н. А. Ивановой-Крамской, упоминается, что его прадед был «крепостным графа Пашкова», владевшего не только землями в Тамбовской губернии, но и роскошными домами в обеих столицах, из которых наибольшую славу получил так называемый «Пашков дом» в Москве. Н. А. Иванова-Крамская, говоря об этом, в частности, пишет, что «всякий раз проезжая мимо дома графа Пашкова», отец говорил: «Это мой дом!», и однажды «с удовольствием и с тысячами подробностей рассказал переходящую из рода в род историю. Оказалось, прадед отца жил именно в этом великолепном дворце. Обладая незаурядным голосом, виртуозно аккомпанируя себе на гитаре, он поражал гостей графа своим талантом...». Автор помещенной выше статьи, очевидно, тоже пользовалась рассказом об истории своей семьи А. М. Иванова-Крамского. Однако эта история требует некоторого уточнения и поправок.
  Пашковы, действительно, были очень богатыми помещиками, однако же никто из них графского титула не имел. Правда, об одном из них, известном русском последователе английского проповедника лорда Г. Ред­стока (1833-1913), отставном полковнике Василии Александровиче Пашкове (1831-1902) в XIX веке писали, что в «штунде» (основанной им евангелическо-баптистской секте, запрещенной в 1884 году) он «слывет графом Пашковым» (с учетом того, что среди его сторонников действительно было немало аристократов, в том числе граф М. М. Корф, княгиня В. Ф. Гагарина, графиня Е. И. Шувалова, граф и графиня Бобринские и др., такое «повышение статуса» вполне объяснимо). Поэтому если «Пашков дом» и заслуживает зваться «графским», то только из-за своего поистине «графского» великолепия, да еще размещения в нем знаменитой библиотеки и музея графа Н. П. Румянцева.
  Интересна и история самого дома. Построил (как предполагают по проекту архитектора В. И. Баженова) и увековечил фамилию Пашковых в московском замке Петр Егорович Пашков, сын денщика Петра I, разбогатевший на винных откупах, поставляя водку в казну. Обладая, как говорит история, немерным тщеславием он и решил соорудить для себя дворец, подобными которому до него в Москве владели только августейшие особы. В 1790 или в 1800 году, не оставив потомства, П. Е. Пашков умер, но еще при жизни передал дом своему кузену Александру Ильичу Пашкову (род. в 1734 г.), уже тогда владевшему землями в Тамбовской губернии. Именно он, очевидно, и был тем самым Пашковым, крепостным которого являлся прадед Иванова-Крамского. После его смерти и земли, и дом по наследству перешли к его сыну Алексею Александровичу Пашкову (1760-1831, бригадиру, предводителю Тамбовского ополчения в 1812 году). В отечественную войну 1812 года дом сгорел. У хозяина денег на ремонт не хватило, но поскольку замок был гордостью первопрестольной, его восстановили на казенный счет, поручив работы Осипу Бове (закончены они были в 1818 г.). Последней владелицей московского дворца из рода Пашковых в 1831 году стала Дарья Алексеевна Полтавцева, внучка А. И. Пашкова. Средств на содержание дома у наследников к тому времени уже не было и в 1839 году по Высочайшему повелению казна выкупила его под Московский дворянский институт. В 1861 году в здании разместили государственную библиотеку и Румянцевский музей. Сейчас оно принадлежит Российской государственной библиотеке (старое здание бывшей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина).

     
 
Рейтинг@Mail.ru