Л. Анисимова
ГИТАРЫ ТИХИЙ ЗВОН...
«Советская Россия», 17 января 1964 г.
На пожелтевших страницах старой книжки оживают в поэтической дымке воспоминаний события далеких лет, имена людей, чье
вдохновенье и талант вошли в сокровищницу русской народной музыки...
Более полутораста лет назад петербургский арфист Андрей Сихра принял в свои руки пленившую его испанскую гитару. Но
тесно оказалось на шести струнах мелодии, и, чтоб сохранить ее полнозвучность и гармонию, Сихра добавил на грифе седьмую струну
и изменил строй гитары. Вряд ли подозревал он, что создает этим национальный музыкальный инструмент, который прочно войдет в быт России.
В те годы уже подрастал новый талант: сын крепостного Михаил Высотский — изумительный музыкант и композитор. Он
сделал гитару подлинно русской, вдохнув в ее струны неизъяснимое очарование, глубокую задушевность народных песен. Живо описывают современники небольшой домик
с мезонином на окраине Москвы, дворик, собиравшихся с улицы слушателей. У раскрытого окна для них играл Высотский. Звонкие струны под его трепетными пальцами пели,
словно сливаясь с душой музыканта, тоскуя, радуясь, мечтая. Вдохновенные импровизации следовали одна за другой. И частый гость
Высотского — студент Лермонтов, потрясенный волшебной игрой, слагал строки посвящения гитаристу:
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я.
Забываю небо, вечность, землю,
Самого себя... Неторопливо знакомит меня с редкими фотографиями, книгами, нотными сборниками Владимир Станиславович
Сазонов. Он рассказывает о блестящей плеяде гитаристов того времени — Аксенове, Моркове, Александрове, о том, как любили гитару Глинка,
Варламов, Гурилев и другие русские композиторы, как органически вошла она в пьесы Островского, Горького, Чехова...
Владимир Станиславович бережно снимает со стены гитару — тоже уникальный экзем- |
|
пляр, созданный более ста лет назад мастером И. Краснощековым.
— Как видите, удалось разыскать, реставрировать, — улыбается Сазонов, пробуя гитару.
Серебряной россыпью звуков заполнилась комната. Шопен... Чайковский... Народная песня... Старинный вальс...
Теперь уж ни о чем не надо было спрашивать, а только слушать и слушать прекрасную игру музыканта, словно продолжение рассказа о чудесном инструменте, о
богатстве народной фантазии, об удивительной русской талантливости.
Вот уже более тридцати лет звучит гитара в руках Владимира Станиславовича. В годы войны он пронес ее по фронтовым дорогам.
Бойцы во время коротких стоянок приходили к шоферу Сазонову и просили: «Сыграй нам!». И было ни с чем не сравнимой радостью скрасить людям эти
короткие часы передышки. После войны — учеба в Институте имени Гнесиных. Упорно овладевал бывший шофер теорией музыки.
Так пройден большой путь к мастерству, освещенный примером первых блистательных русских гитаристов. От Сихры,
Высотского, как эстафету, передающуюся из поколения в поколение, воспринял Сазонов их благородный стиль игры, блестящую технику, любовь к народному
творчеству.
Участие в концертах, выступления по радио, помощь самодеятельным музыкантам... В многосторонней своей деятельности Сазонов стремится снять
вульганизаторский налет с гитары, активно выступает против дешевенького бренчания пошлых мотивов. И вот уже появляются первые его переложения
для гитары классических музыкальных произведений. Выходит сборник «Пьесы для семиструнной гитары», в который включаются «Осенняя песнь» Чайковского, «Ноктюрн»
Глинки, Вальс Шопена и другие произведения. В переложении Владимира Станиславовича печатаются выпуски «Библиотеки гитариста» — «Песни и романсы русских
композиторов», «Старинные вальсы». Он же составляет «Альбом популярных пьес» для семиструнной гитары с песнями Дунаевского, Соловьева-Седого, Милютина,
ариями из оперетт, музыкой народных танцев. Интересен его сборник «Музыкальные вечера» с романсами Булахова, Варламова, Верстовского.
Очень много сделано Владимиром Станиславовичем в помощь самодеятельным гитаристам. В библиотечке «Художественная самодеятель- |