ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (7) / 2013

№ 1 (7) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 1 (7) • С. 38

   

«НАРОДНИК», 1998, № 4, с. 12-13

аккомпанемент - это своеобразное прелюдирование, соперничество с певцом, иногда настолько яркое, что голос певца как бы уходит на второй план.
   Широко известны обработки Сергея Орехова, такие как Фантазия на тему русской народной песни «Вот мчится тройка удалая», романсы «Дремлют плакучие ивы», «Тихо все тихо», «Я встретил вас» и многие другие.
   Биография Сергея Орехова - это биография целого поколения, родившегося накануне страшной войны. Голодное и холодное детство, неустроенность и нищета, забота о братьях и сестрах. А кроме прочего - занятия спортом: плаванье, акробатика, цирковое училище. Однако встреча с гитарой решила его судьбу. Он много и упорно занимался на ней. Его занятия были каким-то священнодействием. В общении с гитарой он поистине не знал усталости. Поэтому и результаты его овладения инструментом удивительны: начав довольно поздно (по нашим сегодняшним меркам) занятия на гитаре в 16 лет, он вскоре уже виртуозно владел ею, и не удивительно, ведь наши нерастраченные души так тянулись к добру и свету, что ломали все преграды, догоняя время.
   Затем служба в армии. После демобилизации работа в Москонцерте в качестве солиста и аккомпаниатора. За десятилетия своей концертной деятельности Сергей Орехов побывал во многих уголках нашей страны, и везде его гитара приносила людям радость. В городах, где он неоднократно бывал, каждый раз его приезд становился событием.
   Были у него и зарубежные поездки - в Болгарию, Югославию, Чехословакию, Францию. Но поистине триумфальным стало его выступление в Польше на Всемирном гитарном фестивале в 1988 году. Любопытен рассказ самого Сергея Дмитриевича: «Накануне концерта была прекрасная солнечная погода, несмотря на осенние уже дни. Вечером пальцы мои бегали по струнам как ветерок. Но проснувшись утром, увидел, что за окном ненастная туманная непогода с дождем. Что-то тяжелое и грустное легло на душу. Пальцы тоже утеряли свою гибкость и пластичность. Но ведь нужно было играть не в обычном концерте, а играть среди публики, пришедшей специально слушать гитару, и не просто гитару, а ее звезд. Среди них смелая талантливая молодежь, жаждущая признания и успехов. Все они играют фуги и сонаты, а что я могу показать избалованной уже гитарой Европе?.. Хорошо, что неожиданно быстро объявили мой выход. Настроение не улучшилось, когда я узнал о реакции на игру одного нашего соотечественника, да и недоверие к нашей гитарной школе как глубоко провинциальной все еще господствует, несмотря на некоторые наши успехи. Все это я осознавал, потому и вышел на сцену с тяжелым сердцем. Появились мы с моим аккомпаниатором гитаристом Алексеем Перфильевым; посмотрел в зал - и не знаю, что играть. Еще раз взглянул в окно - грусть и тоска... и заиграл Фантазию на романс Титова „Ах, не лист осенний"... И сразу легче стало. Доиграл до конца - чувствую, проняло публику, но не совсем. Несколько шокировал репертуар и слишком вольная по академическим меркам посадка. Однако после второй пьесы зал взорвался аплодисментами. Затем каждая пьеса сопровождалась бурей оваций, а кончилось тем, что сначала аплодировали стоя, затем все повскакали с мест и сгрудились у сцены... Первым же показал пример такой недисциплинированности председатель жюри, гитарист с мировым именем...» - закончил Сергей с добрым юмором.
   Путь к признанию, несмотря на откровенный и яркий талант, не был усыпан розами. За каторжный труд с неблагодарным инструментом (с неблагодарным без всяких кавычек), за кочевую жизнь в неустроенных гостиницах, за игру в холодных залах, когда не только невозможно согреть руки, но и само пребывание на сцене связано с риском получить воспаление легких, замечательный артист не получил ни звания, ни титула в то время, когда эти громкие титулы раздавали направо и налево, награждая расторопных да тех, кто поближе... Но разве радость творчества не превыше всей и всяческой мишуры? А он познал ту радость и прочувствовал ее до конца.
   Удивительно, но факт, что даже так называемая гитарная общественность старалась не замечать феноменального явления, каким было творчество Орехова: кто ослепленный блеском испанской школы, кто в упорном снобизме, а некоторые просто из зависти...
   Кроме работы в Москонцерте Сергей Орехов был частыми гостем на радио и телевидении. Им наиграна пластинка в сопровождении А. Перфильева.
   Где и почему появляются гитаристы такого класса и такого плана, как Сергей Орехов? Ответ прост: там, где сохранились национальные традиции, где не утрачена преемственность поколений, где еще бьется живая жизнь, не отравленная бездуховностью.
   А человеком он был открытым, добрым, щедро одаривая бесценными своими откровениями всех достойных и недостойных тоже. Это ли не доказательство широты души. Потому он наш, здесь - таковым он пребудет и навсегда.

А. Ширялин
 

1 2
Рейтинг@Mail.ru