ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

МАТВЕЙ ИВАНОВИЧ
БЕРНАРД

пианист, композитор,
музыкальный издатель

С.-Петербург, Россия

 

 

  ИЗДАТЕЛИ

     

Матвей Иванович БернардБЕРНАРД, Матвей (Мориц) Иванович, род. в 1794, Курляндия (в 1795-1917 Курляндская губ. Российской империи; историч. обл. в зап. части Латвии), – ум. 27 апреля 1871, Санкт-Петербург, Россия, – пианист, композитор, педагог, музыкальный издатель. По игре на фортепиано ученик Фильда. Музыкальная деятельность началась в Москве, где он с успехом выступал на концертных эстрадах и занимался преподаванием музыки; затем по приглашению графа Потоцкого переехал в Польшу и состоял капельмейстером его оркестра. С 1822 года поселился в Петербурге и считался одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Написал оперу «Ольга, или Дочь изгнанника», поставленную в С.-Петербурге (1845), не имевшую успеха, много фортепианных пьес и романсов. Кроме того, издал сборник: «Песни русского народа» и практические руководства для детей (L'enfant pianiste) и юношества. В 1823 году им издавались два журнала под одним и тем же названием «Passe-temps musical» ("Музыкальное времяпрепровождение"; один – для голоса с фортепиано, другой – только для фортепиано). В марте 1829 года Бернард основал в Петербурге музыкально-издательскую фирму под своим именем и нотную торговлю, которую он в том же году вместе с нотопечатней приобрел от О.-Ж. Дальмаса, сохранив за нотным магазином название, данное прежним владельцем – "Северный трубадур". Чуть ранее в том же году, с 1 января 1829 года, Бернард стал выпускать журнал «Le spectateur», "в котором, помещались в фортепианном изложении наиболее ходкие номера из водевилей, ставившихся на петербургской сцене. Однако это издание он вскоре вынужден был прекратить. В 1830 году в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры, и посещаемость зрелищных предприятий в городе резко снизилась, интерес к водевилям упал. Учитывая сложившуюся ситуацию, Бернард решил издание «Le spectateur» отложить до более благоприятного и с 1830 года принялся выпускать журнал «Hommage a la jeunesse de St. Petersbourg», рассчитанный на домашнее музицирование. Он выпускался тетрадями один раз в два месяца и содержал танцы для фортепиано, сочинявшиеся местными любителями а также иностранные новинки. Так, например, в пятой тетради журнала за 1830 год был помещен «Меланхолический вальс» К. М. Вебера, рекламировавшийся Бернардом как «написанный за неделю до кончины композитора». Издание этого журнала, по существу повторявше­го фортепианный вариант бернардовского "Музыкального времяпрепро­вождения", имело значительный успех и продолжалось с 1830 по 1836 год" (Вольман Б. Л. Русские нотные издания: XIX - начала XX века. Л.: Музыка, 1970. – С. 77).

С 1838 года стал поставщиком нот великой княгини Елены Павловны (1806-1873), супруги великого князя Михаила Павловича. 10 апреля 1838 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» сообщалось: «Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елена Павловна дозволила содержателю музыкального магазина под названием Северный Трубадур, г-ну Матвею Бернару, иметь титло музыкального продавца Ея Императоского Высочества». В нотно-музыкальном магазине Бернарда продавались гитары работы Шерцера и других мастеров венской школы.

«Полная школа для семиструнной гитары» В. И. Моркова

В 1840 году основал ежемесячный музыкальный журнал «Нувеллист», – первое музыкально-критическое издание России, – издававшийся вплоть до 1906 года. В 1862 году у М. Бернарда были изданы «Полная школа для семиструнной гитары» В. И. Моркова (с портретом автора) и его же «Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год»  (см. о нем рецензию А. Н. Серова). В. И. Морков посвятил М. И. Бернарду свою «Фантазию» на мотивы из оперы Д. Мейербера «Роберт». После смерти М. И. Бернарда владельцем фирмы стал его сын Николай Матвеевич Бернард (1844-1905), а редактором журнала – его брат Александр Иванович Бернард (1816-1901). В 1889 году весь издательский фонд фирмы Бернарда приобрело музыкальное издательство П. И. Юргенсона.

Могила М. И. БернардаМ. И. Бернард похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, на правом берегу реки Смоленки. До революции кладбище относилось к приходу лютеранской церкви Св. Екатерины, однако хоронили на нем не только лютеран, но и католиков, англикан и т.д. (по информации сайта www.polilov.ru).
 

Гербовый штемпель М. Бернарда

Гербовый штемпель: в линейной рамке два гербовых щита на теле двуглавого орла. Надпись «M. Bernard. St Petersbourg». Оттиск, овальный, 22×44, одноцветный. Первая половина XIX в.


БЕРНАРД, Николай Матвеевич (1844-1905), сын Матвея Ивановича Бернарда, последний владелец издательской фирмы Бернарда, прекратившей свою деятельность в 1885 г. В девяностых годах держал антрепризу итальянской оперы, но после неудачного сезона 1894 года в Москве почти разорился. Редактировал литературный отдел в «Нувеллисте»; кроме того, написал несколько рассказов. В. И. Морков посвятил ему свою «Фантазию на мотивы из оперы Д. Россини "Вильгельм Телль"».


БЕРНАРД, Александр Иванович, род. 1816, – ум. 5 июня 1901, Санкт-Петербург, Россия, – пианист, композитор, педагог, музыкальный издатель. Окончил Санкт-Петербургский университет; по игре на фортепиано ученик Фильда. В свое время был известным преподавателем музыки; с 1871 был редактором "Нувеллиста", основанного его братом М. И. Бернардом. Издал много салонных пьес для фортепиано и транскрипций.
 

 
Рейтинг@Mail.ru