ё1   

ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культуро­логия и искусствоведение. Вопросы теории и практики»

Тихонравова А.В., Тихонравов С.Н.

ТРИ ВЕРСИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

     

   Развивая принятую систему доказательств, В. А. Русанов напоминает о том, что в 1790 году А. О. Сихре было только 17 лет, а это рановато для столь революционных преобразований, не замечая, что в тексте М. А. Стаховича указано: «сделал опыт устройства семиструнной гитары в Вильне в конце 1790 годов» [Там же, с. 35], а не 1790 года.

   Далее В. А. Русанов сообщает, что известные музыкальные «издатели руководятся въ своемъ деле почти исключительно размерами спроса на то или другое изданіе» [Там же, с. 24], и делает вывод, что до 1799 года «семиструнная гитара, съ ея G-dur’ нымъ строем, не была въ Москве новостью, и для нея уже были сочиненія, учителя, любители и почитатели этого інструмента» [Там же, с. 25].

   С очень лестной характеристикой А. О. Сихры В. А. Русанов делает еще одно предположение: «Его необыкновенная личность, въ связи съ изумительной энергіей и тонкимъ пониманіемъ музыки, совершенно заслонила собою его предшественниковъ. Последовавшій затемъ упадокъ гитарной музыки и коммерческая беспощадность издателей помогли этому, уничтоживъ многія старинныя, редкія теперь, сочинениія, существовавшія до сихровскаго періода гитарной музыки. Оттого, при поверхностномъ обзоре историческихъ данныхъ, действительно получается впечатленіе, что семиструнная гитара ведетъ свое начало съ момента появленія въ ея исторіи А. О. Сихры» [Там же, с. 27].

   Свой «критический анализ» версии М. А. Стаховича В. А. Русанов заканчивает ссылкой на осторожное высказывание авторитетного пианиста и аранжировщика русских народных и цыганских песен А. Дюбюка (1812–1897 гг.): «Темъ не менее, оставляя этотъ вопросъ на ответственности высокоталантливаго гитариста – писателя М. А. Стаховича, мы считаемъ лучшимъ закончить нашъ очеркъ следующими словами А. И. Дюбюка: “Огульно утверждать, равно и отрицать М. А. Стаховича – не могу; но если бы пришлось мне резюмировать по этому вопросу, то въ скобкахъ заметилъ бы: сомнительно”» [Там же]. Один из первых профессоров Московской консерватории, сын француз­ского эмигранта А. Дюбюк до 1837 года вместе со своим учителем Д. Фильдом (1783–1837 гг.) часто общался с М. Т. Высотским.

   Таким образом, по предположению В. А. Русанова, семиструнная гитара терцового строя уже суще­ствовала в Польше до 1790 года, а А. О. Сихра познакомился с этим инструментом в Вильно. Главными аргументами версии В. А. Русанова являются: отсутствие других свидетельств, подтвер­ждающих заявление М. А. Стаховича, собственное бездоказательное предположение об установке А. О. Сихрой строя по мажорному трезвучию в 1805 году, факт публикации нот Каменского в 1799 году и словарь В. И. Даля, в котором семиструнная гитара называется польской.

   В. А. Русанов – гитарист, педагог, композитор, активный музыкальный общественный деятель, издатель журналов « Гитаристъ», по семиструнной гитаре ученик А. П. Соловьева (1856-1911 гг.).

   3. Утверждение О. В. Тимофеева (род. 1963 г.), высказанное в диссертационной работе «The Golden Age of the Russian Guitar: Repertoire, Performance Practice, and Social Function of the Russian Seven–String Guitar Music, 1800–1850» («Золотой век русской гитары: репертуар, исполнительская практика и социальная функция русской семиструнной гитарной музыки, 1800–1850»), защищенной в Университете Дьюк (США) в 1999 году.

   На основании установленного факта выхода в свет в 1798 году первой в истории школы для семиструнной гитары терцового строя Игнатио фон Гельда (1766–1816 гг.) О. В. Тимофеев делает вывод: «Von Held’s adaptation of the idiom familiar to him. From the English guitar to the “figure–eight” shaped “Spanish” guitar was arguably the even history that can be called “The Birth of the Russian Guitar”. Of course, von Held did not use this terminology at the time, but what he implicitly suggested in his method as an alternative to the English guitar (an instrument of the gut–strung “Spanish” shape, with six or seven strings in chordal tuning) was perhaps, the first Russian guitar in history. In order to prove the opposite (i.e., that von Held was not the first to describe or use such an instrument), one has to produce a dated source prior to 1798 that calls for such a guitar. Although several MSS and printed guitar editions from the end of the eighteenth century call for the Russian tuning, none of them can be proved to pre-date 1798» [16, р. 39].

   Цитирование выполнено на языке оригинала, так как перевод полного текста диссертации О. В. Тимофеева на славянские языки отсутствует. В смысловой транскрипции авторов настоящей работы цитата представляется так:

   «Адаптация фон Гельда знакомой ему идиомы. Путь от английской гитары до преобразованной “испанской” гитары (с формой кузова) в виде цифры восемь и был, возможно, историей, которую можно назвать “Рождением русской гитары”. Конечно, фон Гельд не использовал в то время эту терминологию, но это неявно следует из его школы как альтернатива английской гитаре (инструмент “испанской” формы с натянутыми жильными шестью или семью струнами с аккордовой настройкой); возможно, это и есть первая русская гитара в истории. Чтобы доказать противо­положное (то есть, что фон Гельд не был первым, кто описал или использовал такой инструмент), нужно представить источник, датированный до 1798, который описывает такую гитару».

   В работе О. В. Тимофеева приведено убедительное объяснение, почему строй семиструнной гитары на заре ее развития назывался польским.

   В 1818 году доктор философии и музыкант Густав Адольф Гесс де Кальве (Gustav Adolf Hess de Calve, 1784–1838 гг.) опубликовал на немецком языке в Харькове книгу в двух томах «Теория музыки, или Рассуждение о сём искусстве, заключающее в себе историю, цель, действие музыки, генерал-бас, правила сочинения (композиции), описание инструментов, разные роды музыки и всё, что относится к ней в подробности. Сочинено в России и для русских». Он учился в Пражском университете, а в середине первого десятилетия XIX века ездил с концертами по городам Польши и Саксонии.

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru