Семиструнная гитара, закрепившись в истории музыки под именем «русская», оставила значительный след в культуре восточнославянских народов, но не
вышла в ареале распространения за пределы России и зарубежных эмигрантских общин. Академик М. И. Имханицкий (род. 1946 г.), описывая
историю семиструнной гитары в работе 2008 года «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России», отметил факт
нераспространения этого инструмента на территории других стран и безоговорочно причислил его к русским народным инструментам [6].
Актуальность настоящей работы обусловлена открытостью вопроса изобретения русской семиструнной гитары и многочисленным тиражированием
(в том числе в научных исследованиях диссертационного уровня) бездоказательных предположений столетней давности.
Существуют три версии возникновения семиструнной гитары терцового строя. Перечислим их в порядке исторического появления, используя авторские
тексты в цитатах с целью максимальной объективности выводов.
1. Утверждение М. А. Стаховича (1820–1858 гг.), высказанное в статье «Очерк истории семиструнной гитары. Сихра –
Аксенов – Высотский»,
опубликованной в 1854 году в журнале «Москвитянинъ» и явившейся первым печатным опытом осмысления истории возникновения и развития русской
гитары. В этой работе М. А. Стахович так пишет об Андрее Осиповиче Сихре (1773–1850 гг.): «Онъ игралъ также и на шестиструнной гитаре, и будучи
одаренъ сильнымъ музыкальнымъ талантомъ, и достигши степени виртуоза на арфе, онъ, въ конце прошлаго столетія, бывши въ Москве, придумалъ
сделать изъ шестиструнной гитары инструментъ более полный и более близкій къ арфе по арпеджіямъ, а вместе и более мелодическій нежели
арфа, и привязалъ седьмую струну к гитаре; вместе съ темъ изменилъ онъ ея строй, давши шести струнамъ группу двухъ тоническихъ аккордовъ в тоне
g-dur (sol major)...» [12, с . 2].
В конце второй статьи на эту тему «Продолжение истории семиструнной гитары (письмо к
А. А. Григорьеву). Современные гитаристы»,
опубликованной в журнале «Москвитянинъ» в 1855 году, М. А. Стахович уточняет: «Въ заключеніе приведу здесь несколько сведеній о семиструнной
гитаре изъ прежняго времени, сведеній, которыя не вошли въ мою первую статью, и которыя я нашелъ после, разбирая свои старыя записки о гитаре
еще 1840 года: Сихра въ первый разъ сделалъ опытъ устройства семиструнной гитары въ Вильне въ конце 1790 годовъ, а усовершенствовалъ
ее в Москве. Строй его гитары назывался тогда польскимъ, а разладные строи: 1-й бас С или Е (въ е moll) испанскимъ строемъ. Теперь стало быть
семиструнная гитара существует летъ около 60-ти» [13, с. 237].
Итак, согласно исторически первой версии М. А. Стаховича, человеком, который в конце XVIII века изобрел русскую семиструнную гитару, является родоначальник российской
гитарной школы А. О. Сихра, сочинивший для своего инструмента более 1000 произведений и воспитавший несколько поколений исполнителей. Главные аргументы М. А. Стаховича:
А. О. Сихра был «одарен сильным музыкальным талантом», достиг «степени виртуоза на арфе» и «играл также и на шестиструнной гитаре». Никаких других
документальных подтверждений или свидетельств М. А. Стахович не приводит.
М. А. Стахович – литератор, собиратель русских народных песен, предводитель дворянства Елецкого уезда, знаток семиструнной гитары.
Наиболее важным в данном случае является то, что в зрелом возрасте М. А. Стахович сам брал уроки у А. О. Сихры, а в детстве учился у гениального
импровизатора М. Т. Высотского (1791-1837 гг.), в свое время получившего начальные сведения о семиструнной гитаре от
С. Н. Аксенова (1784–1853
гг.) – одного из лучших учеников А. О. Сихры. В круг знакомых М. А. Стаховича входили известные ценители семиструнной гитары: А. А.
Григорьев (1822–1864 гг.),
В. И. Морков (1801–1864 гг.), Ф. М. Циммерман (1813–1882 гг.) и другие ученики А. О. Сихры.
2. Утверждение
В. А. Русанова (1866–1918 гг.) в очерке «Гитара в России», изданном в 1901 году.
Отметив очевидные неточности, существующие в публикации М. А. Стаховича, например, его высказывание о том, что А. О. Сихра умер «въ глубокой,
почти столетней старости» [12, с. 1], В. А. Русанов пишет: «Такимъ образомъ приписываемое А. О. Сихре изобретеніе русской семиструнной
гитары основано исключительно на заявленіи объ этомъ М. А. Стаховича. Последній ничемъ исторически не подтверждаетъ своего заявленія, не
делаетъ даже простой ссылки на то, что все это ему лично известно отъ самого А. О. Сихры» [11, с. 21]. И далее: «Обращаясь къ сочиненіямъ
гитаристовъ, современниковъ А. О. Сихры, мы ни у кого и нигде изъ нихъ не встречаемъ никакихъ данныхъ, подтверждающихъ такое заявленіе. Даже
ближайшіе его ученики и сотрудники ничего не упоминаютъ объ этомъ въ своихъ школахъ и сочиненіяхъ. Нетъ также никакихъ указаній и даже намека
на это и въ сочиненіяхъ самого А. О. Сихры» [Там же, с. 22].
Вывод В. А. Русанова: «Въ виду этого нельзя не признать такого заявленія со стороны М. А. Стаховича голословнымъ, и является необходимость
подвергнуть его критическому анализу» [Там же].
Затем идет ссылка на М. А. Стаховича и словарь В. И. Даля (1801–1872 гг.) о том, что «…въ “Толковомъ словаре живого великорусскаго языка” В.
И. Даля гитара о семи струнахъ называлась польскою» [Там же, с. 23], и следует предположение: «Это даетъ основаніе думать также, что
семиструнная гитара могла ранее возникнуть въ Польше и оттуда уже проникнуть въ Россію. Если вспомнить разсказъ М. А. Стаховича о томъ,
что первый опытъ устройства семиструнной гитары произведенъ былъ А. О. Сихрою въ Вильне, то возможно и то предположеніе, что самъ А. О. Сихра
ознакомился съ семиструнною гитарою въ Польше» [Там же].
В качестве косвенного обоснования своего предположения В. А. Русанов приводит важные сведения, которых у М. А. Стаховича нет: «Группируя
хронологическія данныя, имеющіеся въ статье М. А. Стаховича, мы видимъ, что первый опытъ устройства семиструнной гитары сделанъ А. О. Сихрою въ
1790 году, а окончательное усовершенствованіе (т.- е., какъ надо думать, определеніе тональности строя) въ 1805 г., въ Москве. Но еще въ 1799
году мы имеемъ уже сочинениіе для семиструнной гитары некоего Каменскаго –
Sonate pour la guitarre, avec accompagnement d’un violon oblige
compose par J. Kamensky, professeur de Guitarre et dediee a ses ecoliers pour les etrennes» [Там же, с. 24]. |