Для меня это было крайне важно, так как держать гитару я уже умел, но я ведь левша, держу вилку и ложку в левой руке и
все делаю левой рукой, а пишу правой, так раньше учили в школе. Никто не спрашивал, левша ты или правша, все писали правильно - правой рукой. И
на гитаре играю правой рукой, как все гитаристы, когда я играю, никто не скажет, что я левша.
Потом были первые упражнения, первые этюды, и обязательно нужно каждый день играть гаммы - это развивает технику обеих рук. Занятия в ДК имеют
определенную специфику, учитель уделяет ученику 20-30 минут, сначала проигрываешь заданный урок, он делает замечания, дает дальнейшие
указания и советы, вносит необходимые поправки и задает следующее упражнение или новую пьесу, и ты идешь в коридор переписывать данные
тебе ноты. Это было нелегко, так, переписывание одного лишь листа занимало около часа, а, если произведение длинное, то и того больше,
ксероксов ведь никаких в то время не было.
Анатолий Иванович не любил задавать одни лишь сухие упражнения, он считал, что ученик должен развиваться на художественных произведениях.
Первыми пьесами были этюды Ф. Карулли и М. Каркасси, русские пьесы "Ах ты, матушка" и "Утушка луговая" в обработке А. Иванова-Крамского, потом
"Зеленые рукава" - английская песня, "Кубинский танец", "Романс" В. Гомеса, "Аделита" Ф. Тарреги, "Итальянская песня" Л. Моццани, "Менуэты"
И. Кригера и Н. Паганини. Притом учитель советовал учить произведение не сразу целиком, а постепенно, такт за тактом, внимательно следя за каждым
пальцем, он тщательно проставлял аппликатуру, приучая ученика к правильной, максимально экономичной расстановке пальцев на гитаре. Если
встречались трудности, получались нечистые звуки, дребезжание, то играть следующую часть пьесы не было смысла. Надо было сначала преодолеть эти
трудности, добиться четкого и чистого звука, а уж потом двигаться дальше. Заниматься он требовал очень тщательно и внимательно,
вслушиваясь в каждый звук. Лучше заниматься один час внимательно, чем шесть часов машинально и с рассеянным вниманием.
Сразу же Анатолий Иванович посоветовал мне купить метроном, что я и сделал. Метроном приучает к четкости и ровности ритма, без чего нельзя
двигаться дальше.
Теперь я хочу рассказать о струнах. В те годы, в основном, играли на металлических струнах, нейлоновые были редкостью. На металлических
струнах очень тяжело играть серьезную музыку, ведь сила натяжения их велика, и трудно добиться чистоты и легкости исполнения. Нейлоновые
струны иногда продавались в магазинах, они были немецкие, в основном, производства ГДР, стоили недорого - 1 рубль 10 копеек, звучали очень
хорошо, но достать их было очень непросто. Помню, дядя прислал мне один комплект из Москвы, но без первой струны. Я нашел выход - отрезал у отца
кусок рыболовной лески, очень толстой, зеленого цвета, по-моему, на щуку. Леска , к моему удивлению, не порвалась, но все время
растягивалась и звучала плохо, да другого выхода не было, надо было на чем-то играть, Потом помог учитель - подарил мне комплект нейлоновых
струн. Однажды и мне повезло, увидел в магазине немецкие струны и купил десять комплектов, обеспечив себя сразу же на несколько лет вперед.
Здесь хочу дать совет начинающим гитаристам, ведь сейчас очень много продается нейлоновых струн, есть дешевые, есть очень дорогие. Так вот,
первые три, жильные, держатся очень долго, а четвертая быстро перетирается на первых ладах. Как только заметите перетертость четвертой
струны, надо ее перевязать, сдвинуть на несколько миллиметров от порожка лада в сторону головки грифа, так можно повторять несколько раз. Тогда
один комплект струн может служить очень долго, так делать мне посоветовал Анатолий Иванович Семенов.
Так же стоит рассказать о гитарах. Хорошей гитары у меня долго не было. Однажды я увидел очень хорошую, красивую гитару "Кремона", производства
Чехословакии. Она стоила 60 рублей, я ее купил и, радостный, помчался домой, скорее настроить и поиграть. Но радость была недолгой, Звучала
она хорошо, но гриф был эстрадный, узкий, и играть классическую музыку оказалось трудно, ведь у концертной гитары ширина грифа у первого лада
должна быть не меньше 52 миллиметров. Пришлось мне эту гитару продать. Потом я купил двенадцатиструнную гитару производства фабрики
Луначарского, стоила она около 100 рублей, была очень тяжелая, но с широким грифом, и вся сияла лаком. Я снял все двенадцать металлических
струн и поставил шесть нейлоновых, и уже можно было вполне прилично на ней заниматься, ведь другой пока не было.
Однажды, а это было уже в августе 1979 года, я зашел в музыкальный магазин на Васильевском острове и даже растерялся - на прилавке стояла
удивительной красоты гитара, как оказалось, немецкая, производства ГДР, уже настоящая, классическая и даже с нейлоновыми струнами, называлась
"Resonata". Стоила она 70 рублей и была всего одна. С трудом уговорил я продавщицу отложить ее на два часа, но где же взять 70 рублей за два
часа? Дома-то у меня были деньги, но живу-то я загородом, и ехать туда-обратно - полдня. Подумал и позвонил из автомата тетиной подруге,
она работала недалеко, на Васильевском, в каком-то научном институте. Она сказала: "Приезжай, я постараюсь что-нибудь придумать". Так вот, она
бегала по всему институту, собирая для меня целый час у кого три рубля, у кого пять, больше-то тогда редко бывало у инженеров в кармане, и
собрала эти 70 рублей. И я помчался рысью в магазин, даже, по-моему, забыв сесть на трамвай, пробежал за пять минут весь Васильевский остров
и купил долгожданную гитару! Теперь я мог уже серьезно заниматься на хорошем инструменте. А деньги я, конечно, на следующий же день вернул.
Уж и не знаю, как тетина подруга ходила, раздавала обратно своим коллегам трешки и пятерки. Но я ей на всю жизнь благодарен за эту гитару.
Гитара эта у меня до сих пор в целости и сохранности. Только спустя много лет я приобрел у мастера гитару ручной работы - это было уже в 2003 году.
|