У Анатолия Ивановича в ДК я учился до 1979 года. В том году я окончил техникум и пошел работать, и учитель пригласил меня
приезжать заниматься к нему домой один раз в неделю. В общей сложности я занимался у моего учителя в течении пяти лет, после этого и сам стал
преподавать. Вел класс гитары по месту работы и одновременно обучал своих друзей, то есть, тех, кто хотел учиться играть на гитаре, именно
играть, а не бренчать на улице или в подъезде. Потом я поступил учиться в вечерний институт, и времени для занятий гитарой почти не оставалось.
Но иногда я приезжал к Анатолию Ивановичу Семенову на консультации, Так продолжалось до самой его кончины в 1991 году. Он научил меня самому
главному, научил работать, и не только с гитарой, но и над собой.
Еще хочу дать совет молодым гитаристам. Надо систематически расширять и наращивать свой репертуар. У меня было сорок произведений, которые я
играл на память, в том числе "Лунная соната" Бетховена, "Арабское каприччио" Тарреги, "Астурия" Альбениса. Чтобы держать такой репертуар,
надо систематически каждый день повторять группу из нескольких произведений. Хотя бы пять-шесть в день, у меня был график работы на всю
неделю. Не просто машинально проиграть и все - потом проиграть по нотам в медленном темпе, внимательно контролируя каждую ноту. Тогда ничего не
будет выпадать из памяти.
Когда я начал заниматься в 1977 году, учитель познакомил меня со вторым педагогом Дома Культуры им. "1 Мая", Виктором Михайловичем Ефремовым. Он
замечательный гитарист-исполнитель и композитор, великолепный аранжировщик. Много лет Виктор Михайлович руководит ансамблем
классической гитары, который стал лауреатом нескольких конкурсов. Ученики Виктора Михайловича окончили музыкальное училище им. М. П.
Мусоргского, Санкт-Петербургскую консерваторию, среди наиболее известных лауреат российских и международных конкурсов Денис Игоревич Крутиков,
кандидат искусствоведения. Некоторое время и я занимался под руководством Виктора Михайловича Ефремова и очень ценю его педагогический талант.
Также В. М. Ефремов написал воспоминания о своем учителе, замечательном ленинградском гитаристе-концертанте Л. Ф. Андронове. Я сейчас очень
жалею, что не сделал в свое время записей Анатолия Ивановича Семенова, в то время кассетные магнитофоны были редкостью и стоили дорого, а тащить
в дом культуры свой огромный стационарный магнитофон было не с руки. Также упустил я возможность получить от него сведения о его учителе П.
И. Исакове, ведь Петр Иванович аккомпанировал Шаляпину, Фигнеру, Собинову, давал сольные концерты в Петербурге еще до революции. А в 1916
году царь Николай II пригласил Исакова обучать своих детей, за ним посылали карету и везли в Зимний дворец. Многое можно было бы
расспросить у Анатолия Ивановича Семенова, но я тогда был молодым, многого не знал и не понимал. Теперь этого, к сожалению, уже не вернуть.
Когда я начал заниматься в ДК, то сразу стал ходить на все концерты, которые проходили в Ленинграде. Надо сказать, что такие концерты в
семидесятые и восьмидесятые годы были довольно часто, почти каждый месяц. Проходили они, как правило, в Капелле им. Глинки и в Большом зале
Филармонии. Среди выдающихся гитаристов наиболее запомнились Диего Бланко (Испания), Мария Луиза Анидо (Аргентина), Нарсисо Иепес
(Испания), Александр Лагойя (Франция), Александр Фраучи (Москва), Лев Андронов (Ленинград) и замечательный дуэт "Лос Брильянтос" (Аргентина).
В то время я стал собирать автографы гитаристов. Сейчас у меня в коллекции 48 автографов выдающихся гитаристов мира. Тогда же я стал
собирать грампластинки с записями гитарной музыки, которые были в то время редкостью. Заходишь, бывало, в магазин, а гитарных пластинок 3-4,
и все одни и те же, переиздавались из года в год. Новых почти не издавалось. Хорошо, если одна-две в год, да и то не каждый год. Если
появлялись пластинки из Чехословакии, Болгарии или Кубы, это было большой радостью. Они были красочно оформлены, в красивых конвертах, с
фотографиями. Купишь такую пластинку и мчишься домой скорее послушать. Из советских гитаристов были записи А. Иванова-Крамского, В. Широкова,
Е. Ларичева, А. Фраучи, В. Терво, Л. Андронова. Потом появились грампластинки семиструнников Б.Окунева и знаменитого Сергея Орехова.
Я сам очень люблю семиструнную гитару, и мои первые исторические очерки были о русских гитаристах-семиструнниках Владимире Федоровиче Вавилове и
Сергее Александровиче Сорокине. Они опубликованы в журнале "Нева". Мой очерк о гитаристе Сазонове из Малого Театра в Москве, который я написал
позднее, к сожалению, до сих пор не опубликован, так как был уже очерк Ларина о Сазонове, о котором я тогда не знал.
Лет пятнадцать назад я познакомился с гитаристом и композитором Юрием Алексеевичем Смирновым, который много лет работает в Большом
драматическом театре им. Г. А. Товстоногова в Петербурге. В свое время мне о нем рассказывал А. И. Семенов, говорил, что они вместе учились у
П. И. Исакова. Однажды я подошел к Юрию Алексеевичу после концерта и сказал, что я ученик А. И. Семенова. Так мы познакомились и стали
общаться. Многим Ю. А. Смирнов знаком по фильму "Белое солнце пустыни", где звучит его гитара в песне "Ваше благородие" с Павлом Луспекаевым. Я
долго уговаривал Юрия Алексеевича написать свои воспоминания, из этого получился наш с ним совместный очерк "Гитара в театре и кино. Ю. А.
Смирнов", опубликованный в энциклопедии "Гитаристы и композиторы" на сайте В. В. Тавровского.
Санкт-Петербург является гитарной столицей России, вместе с Москвой, так как здесь жили и творили знаменитые русские гитаристы А. О. Сихра, В. И.
Морков, В. С. Саренко, Н. И. Александров, С. Н. Аксенов, В. П. Лебедев и многие другие. В ближайших моих планах написать очерк "Адреса русских
гитаристов в Петербурге".
Сейчас существуют хорошие условия для обучения игре на гитаре, чего раньше было мало. Открыты классы гитары в музыкальных школах, училищах,
вузах. Издается много нотной и педагогической литературы, продаются диски и видеозаписи выступлений гитаристов. Можно купить любую гитару и
струны. В заключение, мне хочется пожелать всем, кто будет читать мои скромные воспоминания, а, скорее всего, это будут любители гитары,
больших успехов в обучении игре на нашем любимом инструменте, терпения и упорства, учиться и работать, и все трудности будут побеждены. 27. 08. 2013 г.
|