ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Сергей Викторович СЕВОСТЬЯНОВ

НА ПУТИ К ГИТАРЕ

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

   У Анатолия Ивановича в ДК я учился до 1979 года. В том году я окончил техникум и пошел работать, и учитель пригласил меня приезжать заниматься к нему домой один раз в неделю. В общей сложности я занимался у моего учителя в течении пяти лет, после этого и сам стал преподавать. Вел класс гитары по месту работы и одновременно обучал своих друзей, то есть, тех, кто хотел учиться играть на гитаре, именно играть, а не бренчать на улице или в подъезде. Потом я поступил учиться в вечерний институт, и времени для занятий гитарой почти не оставалось. Но иногда я приезжал к Анатолию Ивановичу Семенову на консультации, Так продолжалось до самой его кончины в 1991 году. Он научил меня самому главному, научил работать, и не только с гитарой, но и над собой.
   Еще хочу дать совет молодым гитаристам. Надо систематически расширять и наращивать свой репертуар. У меня было сорок произведений, которые я играл на память, в том числе "Лунная соната" Бетховена, "Арабское каприччио" Тарреги, "Астурия" Альбениса. Чтобы держать такой репертуар, надо систематически каждый день повторять группу из нескольких произведений. Хотя бы пять-шесть в день, у меня был график работы на всю неделю. Не просто машинально проиграть и все - потом проиграть по нотам в медленном темпе, внимательно контролируя каждую ноту. Тогда ничего не будет выпадать из памяти.
   Когда я начал заниматься в 1977 году, учитель познакомил меня со вторым педагогом Дома Культуры им. "1 Мая", Виктором Михайловичем Ефремовым. Он замечательный гитарист-исполнитель и композитор, великолепный аранжировщик. Много лет Виктор Михайлович руководит ансамблем классической гитары, который стал лауреатом нескольких конкурсов. Ученики Виктора Михайловича окончили музыкальное училище им. М. П. Мусоргского, Санкт-Петербургскую консерваторию, среди наиболее известных лауреат российских и международных конкурсов Денис Игоревич Крутиков, кандидат искусствоведения. Некоторое время и я занимался под руководством Виктора Михайловича Ефремова и очень ценю его педагогический талант.
   Также В. М. Ефремов написал воспоминания о своем учителе, замечательном ленинградском гитаристе-концертанте Л. Ф. Андронове. Я сейчас очень жалею, что не сделал в свое время записей Анатолия Ивановича Семенова, в то время кассетные магнитофоны были редкостью и стоили дорого, а тащить в дом культуры свой огромный стационарный магнитофон было не с руки. Также упустил я возможность получить от него сведения о его учителе П. И. Исакове, ведь Петр Иванович аккомпанировал Шаляпину, Фигнеру, Собинову, давал сольные концерты в Петербурге еще до революции. А в 1916 году царь Николай II пригласил Исакова обучать своих детей, за ним посылали карету и везли в Зимний дворец. Многое можно было бы расспросить у Анатолия Ивановича Семенова, но я тогда был молодым, многого не знал и не понимал. Теперь этого, к сожалению, уже не вернуть.
   Когда я начал заниматься в ДК, то сразу стал ходить на все концерты, которые проходили в Ленинграде. Надо сказать, что такие концерты в семидесятые и восьмидесятые годы были довольно часто, почти каждый месяц. Проходили они, как правило, в Капелле им. Глинки и в Большом зале Филармонии. Среди выдающихся гитаристов наиболее запомнились Диего Бланко (Испания), Мария Луиза Анидо (Аргентина), Нарсисо Иепес (Испания), Александр Лагойя (Франция), Александр Фраучи (Москва), Лев Андронов (Ленинград) и замечательный дуэт "Лос Брильянтос" (Аргентина).
   В то время я стал собирать автографы гитаристов. Сейчас у меня в коллекции 48 автографов выдающихся гитаристов мира. Тогда же я стал собирать грампластинки с записями гитарной музыки, которые были в то время редкостью. Заходишь, бывало, в магазин, а гитарных пластинок 3-4, и все одни и те же, переиздавались из года в год. Новых почти не издавалось. Хорошо, если одна-две в год, да и то не каждый год. Если появлялись пластинки из Чехословакии, Болгарии или Кубы, это было большой радостью. Они были красочно оформлены, в красивых конвертах, с фотографиями. Купишь такую пластинку и мчишься домой скорее послушать. Из советских гитаристов были записи А. Иванова-Крамского, В. Широкова, Е. Ларичева, А. Фраучи, В. Терво, Л. Андронова. Потом появились грампластинки семиструнников Б.Окунева и знаменитого Сергея Орехова.
   Я сам очень люблю семиструнную гитару, и мои первые исторические очерки были о русских гитаристах-семиструнниках Владимире Федоровиче Вавилове и Сергее Александровиче Сорокине. Они опубликованы в журнале "Нева". Мой очерк о гитаристе Сазонове из Малого Театра в Москве, который я написал позднее, к сожалению, до сих пор не опубликован, так как был уже очерк Ларина о Сазонове, о котором я тогда не знал.
   Лет пятнадцать назад я познакомился с гитаристом и композитором Юрием Алексеевичем Смирновым, который много лет работает в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова в Петербурге. В свое время мне о нем рассказывал А. И. Семенов, говорил, что они вместе учились у П. И. Исакова. Однажды я подошел к Юрию Алексеевичу после концерта и сказал, что я ученик А. И. Семенова. Так мы познакомились и стали общаться. Многим Ю. А. Смирнов знаком по фильму "Белое солнце пустыни", где звучит его гитара в песне "Ваше благородие" с Павлом Луспекаевым. Я долго уговаривал Юрия Алексеевича написать свои воспоминания, из этого получился наш с ним совместный очерк "Гитара в театре и кино. Ю. А. Смирнов", опубликованный в энциклопедии "Гитаристы и композиторы" на сайте В. В. Тавровского.
   Санкт-Петербург является гитарной столицей России, вместе с Москвой, так как здесь жили и творили знаменитые русские гитаристы А. О. Сихра, В. И. Морков, В. С. Саренко, Н. И. Александров, С. Н. Аксенов, В. П. Лебедев и многие другие. В ближайших моих планах написать очерк "Адреса русских гитаристов в Петербурге".
   Сейчас существуют хорошие условия для обучения игре на гитаре, чего раньше было мало. Открыты классы гитары в музыкальных школах, училищах, вузах. Издается много нотной и педагогической литературы, продаются диски и видеозаписи выступлений гитаристов. Можно купить любую гитару и струны. В заключение, мне хочется пожелать всем, кто будет читать мои скромные воспоминания, а, скорее всего, это будут любители гитары, больших успехов в обучении игре на нашем любимом инструменте, терпения и упорства, учиться и работать, и все трудности будут побеждены.

   27. 08. 2013 г.
 

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru