ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
АРГАМАКОВ

гитарист, педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

АРГАМАКОВ, Юрий Александрович, род. 1 января 1940, – ум. 20 ноября 2012, — российский гита­рист и педагог, художник. Жил в г. Кисловодске Ставропольского края. Солист Государст­венной филармонии на Кавказских Минеральных Водах*, ученик А. М. Иванова-Крамского в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (1961-1964 гг.). Преподавал классическую гитару в детской музыкальной школе, а затем в училище. В 1980 году Всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия» была выпущена пластинка «Юрий Аргамаков (гитара) — Произведения А. Иванова-Крамского» (Стерео С22 14833-34), в которую вошли следую­щие произведения: Ноктюрн, Танец, Вариации на темы двух русских народных песен («Ты пойди, моя коровушка, домой» и «Пойду ль, выйду ль я»), Грёзы, Два экспромта (Грустное настроение, Порыв).

Гитарист Юрий Александрович Аргамаков (1940 – 2012)

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ

 

Гитарист Юрий Аргамаков**


Виталий ИВАНЧЕНКО,
гитарист, преподаватель класса гитары ДМШ № 2 г. Пятигорска
 

   С Юрием Александровичем Аргамаковым я познакомился в 2003 году и примерно на протяжении пяти лет брал у него уроки игры на гитаре. Не будучи особо прилежным или особо талантливым учеником, но благодаря его усилиям и просто воздействию его личности, я полюбил гитару и тот путь, который избрал. У меня осталась его концертная гитара, несколько музыкальных сочинений, небольшая картина на стене, черно-белое фото и добрая память о человеке, который, на мой взгляд, в искусстве и в жизни сделал гораздо больше чем многие из тех, кто громко заявляют о себе. Все, что я могу о нем рассказать, это личные впечатления, а также то, что я запомнил с его слов. Уже тогда, в 2003 году, Аргамаков страдал от тяжелого заболевания, не занимался концертной дея­тельностью, не работал, но ежедневно играл на гитаре, писал картины, пел в храме на клиросе и принимал вместе с женой деятельное участие в воспитании внука. Запомнилась мне его фраза на одном из первых уроков: «Ну что, будем из тебя человека делать!», тогда она показалась мне обидной, но сейчас понимаю, что сказано было по делу. Или вот еще: «Лучше быть хорошим слесарем, чем плохим гитаристом».
   Мы занимались в его рабочем кабинете — маленькой комнатке наполненной книгами, картинами, художественными принадлежностями, здесь же были гитары и небольшая лютня, висевшая на стене. Занятия проходили по-разному, но основной посыл обращенный ко мне и видимо ко всем другим ученикам был такой: «Трудись! Трудом дается все, в том числе и мастерство игры на гитаре». Формула проста, но реализовать ее в жизни бесконечно сложно, особенно таким лентяям как я. После очередной моей неудачной попытки сыграть тремоло Юрий Александрович рассказывал что-нибудь. Вообще говорил он очень образно и слушать мне его было всегда интересно, тем более что истории не повторялись и были немногословны, даже скорее недосказанны. О том же Иванове-Крамском, я уверен, Аргамаков мог поведать гораздо больше. В последнее время у меня была мысль поехать к нему с диктофоном и попросить рассказать все более подробно, но я медлил и не решался, а вот смерть медлить не стала…
   Юрий Александрович Аргамаков начал заниматься гитарой сравнительно поздно. В молодости у него было достаточно много интересов: он готовился поступать в мореходное училище, позже учился в Суриковском художественном училище в Москве, великолепно пел, а потом фанатично увлекся гитарой и остальные интересы отошли на второй план. Видимо, это произошло году в пятьдесят восьмом, потому что он говорил что спустя буквально пару лет его приняли в училище при Московской консерватории в класс А. Иванова-Крамского. Большое впечатление на него произвела игра Иды Прести в дуэте с Александром Лагойя, на концерте которых он побывал и после чего окончательно решил избрать карьеру гитариста («Вся консерватория стояла на ушах, когда форте­пианные сонаты Бетховена зазвучали на гитарах»). К этому же периоду относится его знакомство с книгой о Никколо Паганини, эпизоды из которой он часто упоминал. Вдохновленный примером вели­кого музыканта и уже будучи студентом Московской консерватории Аргамаков ставит перед собой грандиозную задачу и начинает интенсивно заниматься: днем учеба и другие дела, а ночью занятия на гитаре по многу часов, и так несколько месяцев. Позже он назовет это своей большой глупостью. Не всем дано быть как Паганини и трудиться как он. Через некоторое время начинаются боли в руке, доходит чуть не до судорог, Юрий Аргамаков вынужден оставить занятия. Руку он переиграл настолько серьезно, что год после этого не брал гитару и лечился у разных врачей.
   За время учебы в Москве Аргамаков имел возможность в полной мере приобщиться к культурной жизни столицы и так или иначе соприкоснуться с творчеством видных музыкантов того времени. В одно время с ним в Московской консерватории училась знаменитая оперная певица Елена Образ­цова, среди его хороших знакомых были гитаристы Евгений Ларичев (который при мне иногда звонил ему из Москвы), Лев Шумеев, Сергей Орехов. В зале консерватории часто проходили концерты зарубежных «звезд». Приезжала Мария Луиза Анидо. Приезжал и король фламенко Пако де Лусиа. Юрий Александрович так вспоминал об этом концерте: «Горделивая осанка, виртуознейшая техника, спокойное лицо. Единственное что выдавало колоссальную внутреннюю работу этого человека — несмотря на то, что не было жарко, с него градом лил пот».


* В ноябре 2013 года Госфилармония КМВ была переименована в Северо-Кавказскую государственную акаде­мическую филармонию имени В. И. Сафонова.

** Статья была опубликована в 2013 г. на сайте гитарного дуэта «Серебряные струны КМВ» (Игорь Кольцов и Виталий Иванченко) — gitara-kmv.ucoz.ru
    © Иванченко В., 2013.

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru