ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

БОРИС ПЕТРОВИЧ
ОКУНЕВ

гитарист, педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

   В июне 1972 года в Москве состоялся I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах и народной песни, в котором принял участие и Борис Окунев. В конкурсе участвовали 26 гитаристов, как шестиструнников, так и семиструнников, в том числе такие известные, как Б. Хлоповский, Е. Ларичев, Н. Комолятов, В. Широков, В. Дубовицкий. Жюри конкурса состояло из 55 видных композиторов и музыкантов страны. Гитаристов в нем представляли А. М. Иванов-Крамской и Л. А. Менро. В первом туре всем гитаристам нужно было исполнить очень сложное "Рондо" композитора Николая Нариманидзе, которое было разослано участникам за 2 месяца до конкурса. Во втором туре Б. Окунев играл сонату И. С. Баха № 2 для скрипки в 4-х частях, а в третьем (на него из гитаристов прошли также Б. Хлоповский и В. Широков) — Второй концерт для гитары с симфоническим оркестром А. М. Иванова-Крамского (дирижировал Мансуров). По итогам конкурса Борис Окунев стал лауреатом III премии, вторую премию (премии были общими для всех инструментов) завоевал на шестиструнной гитаре Борис Хлоповский.
   В 1973 году Борис Петрович Окунев стал также лауреатом проходившего в Москве Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей.
   После побед, одержанных на конкурсах, Борис Петрович начинает активную концертную жизнь, становится одним из самых известных советских гитаристов и высоко поднимает престиж русской семиструнной гитары. Свой инструмент он называл "романтическим".
   Музыковед Г. Павлова в аннотации к одной из пластинок гитариста писала: "Негромкий голос его семиструнной гитары звучит задушевно, интимно, быстро находя путь к сердцам слушателей. Ей доступны и чувства нежности и страстного порыва. Отношение к гитаре, как к инструменту романтическому, определило исполнительский стиль гитариста. Безукоризненная техника для Окунева не самоцель. Мастер звука, Б. Окунев для каждой исполняемой им пьесы находит тембр, способный наиболее полно и ярко раскрыть содержание произведения.
   Удивительно похож звук гитары Б. Окунева на старинный клавесин, когда он исполняет "Гавот" и "Танец" Д. Шостаковича. В русской песне "Уж как пал туман"… звучание гитары напоминает то арфу, то легендарные русские гусли, чьи музыкальные краски великолепно передают колорит русской природы.
   В обработке популярного старинного романса "Темно-вишневая шаль" голос гитары воспринимается поначалу как традиционный инструментальный наигрыш. Но вот чуть подвижнее становится темп, полнее, шире — дыхание и отточенность музыкальных фраз, изменяется фактура аккомпанемента, и кажется уже, что не струны поют, а человеческий голос, — так тепло, проникновенно "говорит" гитара в руках мастера, и легко возникают в памяти знакомые строки романса...
   В фантазии Б. Окунева на темы двух русских народных песен — протяжной "Соловьем залетным" и шуточной, плясовой "Вставала я ранешенько" гитарист как бы имитирует исполнительское искусство народного умельца на разных инструментах: трепетно звучит домра, веселым смехом звонкой балалайки разливается мелодия шуточной песни.
   Нежно и поэтично звучит в переложении для гитары вальс Андреева. Скорее это не вальс, а воспоминание о вальсе: в чуть тусклом, словно затуманенном звуке оживают прекрасные, далекие, забытые образы. Б. Окунев горячо убежден в том, что у семиструнной гитары большое будущее".

   В семидесятых годах сложился замечательный дуэт Бориса Окунева с народным артистом России, домристом Владимиром Андриановичем Яковлевым (1926-2008). Об идее этого дуэта В. А. Яковлев говорил так: "Практика концертных выступлений показала, что звучание аккомпанирующего фортепиано недостаточно гармонично сливается с домрой, инструментом народным по характеру и по окраске звука. Так возникла идея дуэта домры и русской семиструнной гитары. Создание такого ансамбля соответствует моим дальнейшим планам — строить репертуар на основе русского фольклора, на его неисчерпаемых богатствах. Потому что, как мне представляется, это единственный путь выявить подлинные возможности инструмента, дать ему естественное звучание. Мне кажется, что в Борисе Окуневе я нашел одаренного единомышленника". Владимир Яковлев играл на домре с добавленной нижней струной "си", т. е. домра была четырехструнной с квартовым строем, а сама конструкция, как у трехструнной домры. Их дуэт побывал на гастролях во многих странах мира, везде вызывая восторг слушателей. Зарубежная критика даже сравнивала игру этого ансамбля с игрой знаменитого гитариста Андреса Сеговии. Дуэтом В. Яковлев - Б. Окунев было выпущено три больших грампластинки и пластинка-миньон.

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru