ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

МИХАИЛ
ФЕДОРОВИЧ
ИВАНОВ

гитарист,
композитор, педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

   ПРЕДИСЛОВИЕ

   Семиструнная гитара является у нас в СССР массовым музыкальным инструментом, одним из са­мых распространенных и любимых.
   Она очень удобна для употребления и до­ступна по цене широким массам трудящихся; на перифе­рии, особенно в удаленных от центра местах, она является нередко единственным музыкальным ин­струментом.
   Очень многое из высокохудожественных произ­ведений музыкальной литературы может быть освоено и передано на гитаре; в этом смысле она, наряду с другими народными инструментами, явля­ется проводником музыкальной культуры в массы.
   По своим музыкальным возможностям гитара представляет собою удачное сочетание мелоди­ческих и гармонических средств и, благодаря это­му, употребляется как сольный и как аккомпани­рующий инструмент (в соединении с голосом и другими музыкальными инструментами).
   Наряду с этим гитара обладает рядом красок и особенностей, присущих только ей одной, кото­рые делают ее не только самобытным, но и содер­жательным и ценным в музыкальном отношении инструментом.
   Положительные качества гитары всегда при­влекали к себе внимание и вызывали стремление к серьезному изучению, всестороннему примене­нию и надлежащему культурному использованию этого инструмента.
   Для этого гитаристу, помимо знания начал му­зыкальной грамоты, необходимо иметь правиль­ное понятие о своем инструменте и обладать техниче­скими навыками в игре на нем.
   И то и другое приобретается при помощи опыт­ного учителя или школы.
   Идя навстречу потребности в школе, соответ­ствующей современному состоянию технических приемов, авторы и взяли на себя составление настоящего труда.
   Предлагаемая школа для семиструнной гитары имеет следующие особенности:
   а) в ней значительно расширен объем музы­кально-теоретических знаний, причем даны не только начатки элементарной теории музыки (муз­грамота), но и краткие сведения по гармонии;
   б) значительное место предоставлено выявле­нию индивидуальности учащегося; с этой целью часть технического материала (упражнения, этю­ды) дана в схематически-сокращенном виде: ука­зан лишь основной штрих или прием игры дан­ного упражнения, усвоив который, учащийся са­мостоя­тельно играет (этим штрихом) упражнения в дру­гих тональностях, применяя различные виды моди­фикации  (разную  быстроту  и  силу  звуков,

 



перемещение мотива по ступеням гаммы, перенос его в другие тональности, использование различ­ных комбинаций апликатуры и др.); это вносит разнообразие в тренировочную работу учащего­ся и способствует развитию в нем слуха, памяти, творческой фантазии и изобретательности;
   в) значительное место отведено ансамблю гитары с пением, скрипкой и другими инструмен­тами, в целях развития у учащегося метрического чувства при коллективном исполнении;
   г) весь художественный материал тесно увязан с технической стороной игры, причем он составлен как из произведений классической и современной музыки, взятых из разнообразных стилей и жанров и соответственно обработанных для гитары, так и из произведений, в оригинале написанных для гитары; этот материал, служа конкретным применением различных теоретиче­ских сведений и технических приемов игры, явля­ется вместе и воспитательным; в пьесах, взятых из вокальной литературы и обработанных для гитары соло, над нотами поставлен словесный текст;
   д) в школе обращено особенное внимание на постановку обеих рук, изучение апликатуры, раз­личных красок и особенностей гитары. Школа снабжена соответствующими чертежами и рисун­ками.
   Школа разделена на три части; каждая из них содержит музыкально-теоретические сведения и технические навыки в игре, в порядке их посте­пенного усложнения и возрастающей трудности. Первая часть является начальной ступенью в этом направлении; вторая часть содержит проработку технических приемов игры и расши­рение музы­кальных знаний; третья часть наме­чает пути, ведущие к приобретению виртуоз­ности и всесто­роннего знания инструмен­та, и содержит, кроме соответствующего технического и художествен­ного материала, советы, как про­водить ежеднев­ные занятия, а также, как рабо­тать над худо­жественными произведениями и как аранжиро­вать пьесы для гитары.
   Школа составлена с учетом новейших приемов и течений в области игры на гитаре.
   Школа имеет целью содействовать созданию музыкально развитых и технически подготовлен­ных гитаристов.
   Школа составлена с учетом программ Нарком­проса и может служить пособием по преподава­нию игры на гитаре в музшколах и музкурсах.
   Независимо от этого данная школа может служить также и пособием при самообучении.


Предисловие к "Школе для семиструнной гитары" М. Ф. Иванова и В. М. Юрьева
(М.-Л.: Музгиз, 1939. Стр. 2)

 
1 2 3 4 5 6 7
Рейтинг@Mail.ru