ПРЕДИСЛОВИЕ
Семиструнная гитара является у нас в СССР массовым музыкальным инструментом, одним из самых распространенных и любимых.
Она очень удобна для употребления и доступна по цене широким массам трудящихся; на периферии, особенно в удаленных от центра местах, она
является нередко единственным музыкальным инструментом.
Очень многое из высокохудожественных произведений музыкальной литературы может быть освоено и передано на гитаре; в этом смысле она, наряду с
другими народными инструментами, является проводником музыкальной культуры в массы.
По своим музыкальным возможностям гитара представляет собою удачное сочетание мелодических и гармонических средств и, благодаря этому,
употребляется как сольный и как аккомпанирующий инструмент (в соединении с голосом и другими музыкальными инструментами).
Наряду с этим гитара обладает рядом красок и особенностей, присущих только ей одной, которые делают ее не только самобытным, но и
содержательным и ценным в музыкальном отношении инструментом.
Положительные качества гитары всегда привлекали к себе внимание и вызывали стремление к серьезному изучению, всестороннему применению и
надлежащему культурному использованию этого инструмента.
Для этого гитаристу, помимо знания начал музыкальной грамоты, необходимо иметь правильное понятие о своем инструменте и обладать техническими навыками в игре на нем.
И то и другое приобретается при помощи опытного учителя или школы.
Идя навстречу потребности в школе, соответствующей современному состоянию технических приемов, авторы и взяли на себя составление настоящего труда.
Предлагаемая школа для семиструнной гитары имеет следующие особенности:
а) в ней значительно расширен объем музыкально-теоретических знаний, причем даны не только начатки элементарной теории музыки (музграмота),
но и краткие сведения по гармонии;
б) значительное место предоставлено выявлению индивидуальности учащегося; с этой целью часть технического материала (упражнения, этюды)
дана в схематически-сокращенном виде: указан лишь основной штрих или прием игры данного упражнения, усвоив который, учащийся самостоятельно
играет (этим штрихом) упражнения в других тональностях, применяя различные виды модификации (разную быстроту и силу звуков, |
|
перемещение мотива по ступеням гаммы, перенос его в другие тональности,
использование различных комбинаций апликатуры и др.); это вносит разнообразие в тренировочную работу учащегося и способствует развитию в
нем слуха, памяти, творческой фантазии и изобретательности;
в) значительное место отведено ансамблю гитары с пением, скрипкой и другими инструментами, в целях развития у учащегося метрического чувства
при коллективном исполнении;
г) весь художественный материал тесно увязан с технической стороной игры, причем он составлен как из произведений классической и современной
музыки, взятых из разнообразных стилей и жанров и соответственно обработанных для гитары, так и из произведений, в оригинале написанных
для гитары; этот материал, служа конкретным применением различных теоретических сведений и технических приемов игры, является вместе и
воспитательным; в пьесах, взятых из вокальной литературы и обработанных для гитары соло, над нотами поставлен словесный текст;
д) в школе обращено особенное внимание на постановку обеих рук, изучение апликатуры, различных красок и особенностей гитары. Школа снабжена
соответствующими чертежами и рисунками.
Школа разделена на три части; каждая из них содержит музыкально-теоретические сведения и технические навыки в игре, в порядке
их постепенного усложнения и возрастающей трудности. Первая часть является начальной ступенью в этом направлении; вторая часть содержит
проработку технических приемов игры и расширение музыкальных знаний; третья часть намечает пути, ведущие к приобретению виртуозности и
всестороннего знания инструмента, и содержит, кроме соответствующего технического и художественного материала, советы, как проводить
ежедневные занятия, а также, как работать над художественными произведениями и как аранжировать пьесы для гитары.
Школа составлена с учетом новейших приемов и течений в области игры на гитаре.
Школа имеет целью содействовать созданию музыкально развитых и технически подготовленных гитаристов.
Школа составлена с учетом программ Наркомпроса и может служить пособием по преподаванию игры на гитаре в музшколах и музкурсах.
Независимо от этого данная школа может служить также и пособием при самообучении.
|