ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

МИХАИЛ
ФЕДОРОВИЧ
ИВАНОВ

гитарист,
композитор, педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Краткая история гитары.

   Гитара принадлежит к числу старейших музы­кальных инструментов. Она появилась в странах Во­стока более 3500 лет назад. Предками ее были различные древние щипковые инструменты; слово "кифара" (сходное с нашим "гитара") встречается еще в истории древней Греции и Китая.
   С Востока гитара была занесена в Италию, Испанию и другие страны Европы. В средние века гитара входила в семейство лютни, разновидности которой, несколько видоизмененные (гитара, ман-

 

долина, бандура и другие), существуют и до насто­ящего времени.
   Число струн на гитаре было сначала невелико, но постепенно пополнилось и дошло до шести, семи, десяти и более. Попутно с этим изменялся и строй инструмента.
   Нижеприведенная таблица № 1 показывает эволюцию строя гитары в разные периоды ее развития, начиная с XVI столетия.

   (По вопросу о строе гитары см. брошюру В. Куз­нецова "Анализ строя семиструнной и шестиструн­ной гитары", издание автора. Москва, 1935 г.).
   В XVI-XVII вв. гитара была уже весьма популярным инструментом и широко употреблялась в быту. Наибольшего расцвета гитара достигла в XIX столетии. Этот период отмечен рядом выдающихся виртуозов и композиторов, которые не только обогатили литературу гитары многочислен­ными и серьезными музыкальными произведениями, но и сделали гитару концертным инструментом. К числу их относятся в Испании – Агуадо, Сор, а позднее – Таррега; в Италии – Джулиани, Леньяни, Карулли, Каркасси; во Франции – Кост; в Англии – Регонди; в Бельгии – Цани де Ферранти; в Германии – Мертц; в России – Сихра, Высотский, Морков, Соколовский.
   Кроме вышеперечисленных имен на страницах истории гитары встречаются имена крупных общеизвестных музыкантов, игравших на гитаре; так, например, Паганини, знаменитый скрипач-виртуоз, также прекрасно владел гитарою и оставил для нее много пьес соло и ансамбля с другими, главным образом смычковыми, инструмен­тами (сонаты, дуэты, терцеты, квартеты); Боккери­ни написал смычковый квартет и четыре квинтета с гитарою; Шуберт – квартет и ряд танцев и песен с гитарой; Вебер и Диабелли – ряд сонат и дивертисментов для фортепиано с гитарой.
   Монтеверди в своей опере "Орфей", исполнен­ной в 1607 г. в Мантуе, ввел в оркестр две гитары. Позднее Россини, Гретри, Обер, Вебер, Доницетти, Верди, Рубинштейн, Мануэль де Фалья, Игорь Стравинский использовали гитару как аккомпа­нирующий инструмент в своих операх и балетах, а Шенберг ввел ее в один из своих квартетов.
   Гуно и Берлиоз играли на гитаре, причем последний включил сведения о гитаре в свой трактат об инструментовке.
   Бетховен любил слушать сестер Мальфатти, игравших на гитаре и цимбалах различные музык­альные произведения, в том числе и его пьесы. Глинка, во время пребывания своего в Испании, прислушивался к игре гитаристов Мурциано и Кастильо; отщвуки их игры нашли блестящее отражение в оркестровых увертюрах Глинки "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде". Масснэ называл гитару "инструментом наиболее полным", а Дебюсси – "выразительным клавесином".
   Многие выдающиеся поэты, писатели, худож­ники, общественные деятели играли на гитаре или были верными приверженцами ее (Гёте, Шиллер, Кернер, Ленау, Шелли, Мадзини, в России – Стахович, А. Григорьев, В. Сурихов).
   Вышеперечисленными именами отнюдь не исчерпывается перечень гитаристов, композиторов и друзей этого инструмента. В период своего расцвета гитара занимала соответствующее место только в качестве полноправного участника камер­ных ансамблей (наряду со смычковыми инструмен­тами и фортепиано), но и в качестве сольного и даже концертного инструмента (концерты Джулиа­ни с аккомпанементом квартета и небольшого оркестра).
 

 

   Сложившиеся затем неблагоприятно для гитары различные обстоятельства затормозили дальней­шее ее развитие и наступил период ее упадка; многие замечательные сочинения совсем исчезли из печати, и от них остались лишь названия и имена авторов; виртуозов и вообще хороших исполните­лей, также и серьезных учителей на гитаре стало мало. В обществе создалось мнение о гитаре как об инструменте несерьезном, доступном лишь для легких пьес и немудреного аккомпанемента. Мнение это ошибочно, так как гитара по своим гармоническим средствам, тембру и краскам привлекала к себе внимание выдающихся музы­кантов прошлого.
   За последнее время интерес к гитаре снова возродился как у нас, так и за границей, особенно в Испании и Южной Америке, где возник ряд специ­альных школ и учебных заведений для изучения игры на гитаре (например Д. Прата и И. Лелюпа в Аргентине) и концертирует ряд відающихся виртуозов на єтом инструменте. К числу их относятся М. Льобет, А. Сеговия, Є. Пухоль, Р. С. де-ла Маса (Испания), М. Анидо, С. Гарсиа Фортеа (Ю. Америка), Л. Валькер (Австрия), Л. Моццани (Италия), Ван Эс (Голландия).
   В России гитара появилась в XVIII столетии (1769 г.). Она имела сначала 5, а потом 7 струн и свой особый строй и скоро стала одним из любимых народных инструментов и прочно вошла в его музыкальный быт.
   Выдающимися представителями семиструнной гитары в России были: А. О. Сихра (основоположник семиструнной гитары, автор школы и многих аран­жировок), М. Т. Высотский (самородок, автор много­численных вариаций на народные песни), С. Н. Аксенов, В. И. Морков, Н. И. Александров, А. А. Ветров, Ф. М. Циммерман, а в конце прошлого столетия А. П. Соловьев, В. А. Русанов.
   Для интересующихся историей гитары в России рекомендуем прочесть исторические очерки В. А. Русанова "Гитара и гитаристы", "Гитара в России" (А. О. Сихра) и "М. Т. Высотский, русский гитарист-виртуоз, композитор народных песен", а также "Очерк истории семиструнной гитары" М. А. Стахо­вича и книжку А. Фаминцына "Домра и сродные ей инструменты русского народа". Кроме того сведе­ния по истории гитары и биографии гитаристов имеются в журналах "Гитарист", "Аккорд", "Гитара и гитаристы", издававшихся в период 1904-1925 гг.
   В переживаемый нами период культурного подъема и роста нашей страны возможности семиструнной гитары должны быть тщательно изучены и полностью раскрыты и использованы как по линии изготовления гитар более совершенного качества, так и в направлении обогащения ее литературы аранжировками и оригинальными сочинениями и надлежащего исполнения их. В этом последнем направлении для последователей гитары и сторонников ее использования открывается обширное поле деятельности, которое должно привлечь внимание не только музыкантов-исполнителей, но и композиторов.


Краткий очерк истории гитары из "Школы для семиструнной гитары" М. Ф. Иванова и В. М. Юрьева
(М.-Л.: Музгиз, 1939. Стр. 3-4)

1 2 3 4 5 6 7
Рейтинг@Mail.ru