гражданской войны, школа через год с небольшим закрылась и его музыкальные занятия были прекращены, о чем, впрочем, юный ученик нисколько не сожалел.
Вскоре семья Сазоновых переехала в Москву. В 1923 году Владимир из-за болезни попал в детский санаторий, где впервые услышал игру на балалайке, которая ему очень понравилась, и довольно быстро научился
играть на ней самостоятельно. В 1926 году В. С. Сазонов освоил также игру на мандолине и с ней поступил в детский домровый оркестр, а чуть позже изучил игру на хроматической гармонике, причем, в таком
совершенстве, что был приглашен участвовать в концерте в Доме печати, в котором выступали уже хорошо тогда известные Ирма Яунзем [1] и Сергей Образцов [2] с двумя куклами.
Это было первое профессиональное выступление В. С. Сазонова, за которое он получил гонорар.
В 1928 году Владимир Сазонов услышал в Москве игру гитариста В. Бегутова, мастерски владевшего своим инструментом, и под влиянием этой встречи стал увлеченно заниматься гитарой.
В 1929 году он поступил в коллектив неаполитанского состава, которым управлял виртуоз-мандолинист Н. Д. Розов [3]. В этом оркестре В. Сазонов
познакомился с нотами и начал усиленно осваивать гитарную музыку в сочинениях А. Сихры, М. Высотского, А. Соловьёва и др. В 1932 г. он столкнулся с цыганским хором под
управлением Н. Н. Солдатенкова и очень заинтересовался применением гитары как аккомпани-
[1] Яунзем Ирма Петровна (1897–1975) — советская камерная певица (меццо-сопрано). Народная артистка РСФСР (1957). Заслуженная артистка БССР (1935). Родилась в г. Минске, где
окончила Мариинскую гимназию, затем училась в Петербургской консерватории. Собирала и исполняла песни народов мира, более чем на 50 языках. С 1950 года преподавала
в Московской музыкальной школе имени М. М. Ипполитова-Иванова, её учениками были Ольга Воронец, Александра Стрельченко, Жанна Бичевская. Издала сборник «Революционные песни
народов» (1931). Автор книги «Человек идёт за песней» (1968).
[2] Образцов Сергей Владимирович (1901–1992) — советский театральный деятель, актёр и режиссёр театра кукол. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда
(1971). Лауреат Сталинской (1946) и Ленинской (1984) премий, Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1967).
Создатель и руководитель знаменитого московского театра кукол, которому позже было присвоено его имя (среди лучших постановок для взрослых этого театра:
«Ночь перед рождеством» Е. В. Сперанского (по Н. В. Гоголю), «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия» И. В. Штока, «Дон Жуан» Г. Я. Бардина и В. Б. Ливанова).
[3] Розов Николай Дмитриевич (ум. в 1978 г. в Москве), — известный исполнитель на мандолине. По профессиональному образованию был юристом, окончил до революции Варшавское отделение
Московского университета. Во время первой мировой войны, с первых её дней пошел добровольцем на фронт. После революции, приложения себе как юристу не
нашел, но, имея хорошее домашнее музыкальное образование, занялся музыкой. Играл и руководил оркестром, записи которого в конце 1930-х и 1940 году выходили на пластинках. Автор
многих аранжировок и нескольких сборников переложений музыкальных произведений для мандолины, для струнного трио (мандолина, балалайка и 7 стр. гитара),
гитары и балалайки, издававшихся Музгизом в 1930-40 гг. В 1958 г. Музгизом был издан сборник «Пьесы для мандолины и семиструнной гитары», составителями которого были Н. Розов и В. Сазонов. |
|
рующего инструмента хоровому пению. К этому же времени относится его знакомство с И. И. Москалёвым – прекрасным гитаристом, который имел большое влияние на его
дальнейшее развитие в игре на гитаре. В. П. Машкевич, описывая, каким образом Сазонов пришел к 7-струнной гитаре, пишет, что первоначально инструмент ему не нравился «из-за перестановки
баса “си” в “до” и примитивной гармонии, применяемой слуховиками», но исполнение его товарища [4], пользовавшегося нормальным строем и широкими аккордами, стало «поводом
к изменению мнения о гитаре»: «На Смоленском рынке им была приобретена дешевая семиструнная гитара и началось ревностное изучение игры на ней и гитарной литературы. Увлечение инструментом
было таким страстным, что занятия происходили не только днем, но и ночью, а чтобы не беспокоить соседей, он перевязывал струны возле подставки. Таким образом он проштудировал школы и
композиции Сихры, Моркова, Высотского и др. и своим исполнением удивлял гитаристов и других музыкантов» [5].
По окончании девятилетки В. С. Сазонов поступил в электромеханический техникум, но из-за материальных трудностей семьи вынужден был оставить его и устроиться на работу в фотоцинкографию [6].
В 1933 году В. Сазонов поступил в хор цыган под руководством Н. Д. Дулькевича [7], где проявил себя недюжинным аккомпаниатором [8]. А после
смерти Дулькевича перешел в ленинградский ансамбль цыган под руководством Елены Егоровны Шишкиной (1869-1942), жены знаменитого в свое время хоревода (руководителя хора) – Алексея
Васильевича Шишкина – гитариста и композитора. С этим ансамблем В. Сазонов впоследствии в течение полутора лет предпринял ряд гастрольных поездок по Советскому Союзу в качестве руководителя –
заменив умершую Е. Е. Шишкину. За время работы с цыганскими хорами Владимир Сазонов накопил большой опыт акком-
[4] Имени этого «товарища» В. С. Сазонова Машкевич, к сожалению, не называет, поэтому из текста не ясно, имеет ли он в виду В. Бегутова или И. Москалева,
упоминаемых А. Лариным, или кого-то третьего.
[5] «Классическая гитара в России и СССР», стлб. 1652.
[6] Предприятие или цех типографии, изготовляющие клише.
[7] Дулькевич Николай Дмитриевич (1871–1936) — гитарист-виртуоз, руководитель цыганского хора. Выходец из Рязани. С 1890 по 1899 г. был первым гитаристом в хоре Н. И. Шишкина. После
юбилейного концерта в честь 200-летия Санкт-Петербурга (1903 год) организовал хор Тульских и Рязанских цыган. Был не только прекрасным организатором и руководителем, но и
талантливым педагогом, воспитавшим немало звёзд императорской сцены: певиц и гитаристов.
[8] По версии В. П. Машкевича, В. С. Сазонова пригласили в цыганский хор заменить заболевшего гитариста. «Исполнение его всем понравилось и он получил предложение остаться в хоре на постоянную
работу. Владимир Станиславович ушел из фотоцинкографии, перешел в хор и стал гитаристом-профессионалом» («Классическая гитара в России и СССР», там же). |