ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 4 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 4 • С. 43

     

гражданской войны, школа через год с неболь­шим закрылась и его музыкальные занятия были прекращены, о чем, впрочем, юный ученик ни­сколько не сожалел.
   Вскоре семья Сазоновых переехала в Москву. В 1923 году Владимир из-за болезни попал в детский санаторий, где впервые услышал игру на балалайке, которая ему очень понравилась, и довольно быстро научился играть на ней само­стоятельно. В 1926 году В. С. Сазонов освоил также игру на мандолине и с ней поступил в детский домровый оркестр, а чуть позже изучил игру на хроматической гармонике, причем, в таком совершенстве, что был пригла­шен участ­вовать в концерте в Доме печати, в котором выступали уже хорошо тогда известные Ирма Яунзем [1] и Сергей Образцов [2] с двумя куклами. Это было первое профессиональное выступление В. С. Сазонова, за которое он получил гонорар.
   В 1928 году Владимир Сазонов услышал в Москве игру гитариста В. Бегутова, мастерски владевшего своим инструментом, и под влия­нием этой встречи стал увлеченно заниматься гита­рой. В 1929 году он поступил в коллектив неаполитанского состава, которым управлял виртуоз-мандолинист Н. Д. Розов [3]. В этом орке­стре В. Сазонов познакомился с нотами и начал усиленно осваивать гитарную музыку в сочине­ниях А. Сихры, М. Высотского, А. Соловь­ёва и др. В 1932 г. он столкнулся с цыганским хором под управлением Н. Н. Солдатенкова и очень заин­тересовался применением гитары как аккомпани-


[1] Яунзем Ирма Петровна (1897–1975) — советская камерная певица (меццо-сопрано). Народная артист­ка РСФСР (1957). Заслуженная артистка БССР (1935). Родилась в г. Минске, где окончила Мари­инскую гим­назию, затем училась в Петербургской консервато­рии. Собирала и исполняла песни наро­дов мира, более чем на 50 языках. С 1950 года преподавала в Московской музыкальной школе имени М. М. Иппо­литова-Иванова, её учениками бы­ли Ольга Воронец, Александра Стрельченко, Жанна Бичевская. Издала сборник «Революционные песни народов» (1931). Автор книги «Человек идёт за песней» (1968).

[2] Образцов Сергей Владимирович (1901–1992) — советский театральный деятель, актёр и режиссёр театра кукол. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат Сталин­ской (1946) и Ленинской (1984) премий, Государст­венной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1967). Создатель и руководитель знаменитого мос­ковского театра кукол, которому позже было присвоено его имя (среди лучших постановок для взрослых этого театра: «Ночь перед рождеством» Е. В. Сперанского (по Н. В. Гоголю), «Необыкновенный концерт», «Бо­жественная комедия» И. В. Штока, «Дон Жуан» Г. Я. Бардина и В. Б. Ливанова).

[3] Розов Николай Дмитриевич (ум. в 1978 г. в Москве), — известный исполнитель на мандолине. По профессиональному образованию был юристом, окон­чил до революции Варшавское отделение Москов­ского университета. Во время первой мировой войны, с первых её дней пошел добровольцем на фронт. После революции, приложения себе как юристу не нашел, но, имея хорошее домашнее музыкальное образование, занялся музыкой. Играл и руководил оркестром, записи которого в конце 1930-х и 1940 году выходили на пластинках. Автор многих аранжи­ровок и нескольких сборников пере­ложений музы­кальных произведений для мандо­лины, для струн­ного трио (мандолина, балалайка и 7 стр. гитара), гитары и балалайки, издававшихся Музгизом в 1930-40 гг. В 1958 г. Музгизом был из­дан сборник «Пьесы для мандолины и семиструнной гитары», составите­лями которого были Н. Розов и В. Сазонов.

 

рующего инструмента хоровому пению. К этому же времени относится его знакомство с И. И. Москалёвым – прекрасным гитаристом, который имел большое влияние на его дальнейшее развитие в игре на гитаре. В. П. Машкевич, описывая, каким образом Сазонов пришел к 7-струнной гитаре, пишет, что первоначально инструмент ему не нравился «из-за переста­новки баса “си” в “до” и примитивной гармонии, применяемой слуховиками», но исполнение его товарища [4], пользовавшегося нормальным стро­ем и широкими аккордами, стало «поводом к изменению мнения о гитаре»: «На Смоленском рынке им была приобретена дешевая семиструн­ная гитара и началось ревностное изучение игры на ней и гитарной литературы. Увлечение инст­рументом было таким страстным, что занятия происходили не только днем, но и ночью, а чтобы не беспокоить соседей, он перевязывал струны возле подставки. Таким образом он проштуди­ровал школы и композиции Сихры, Моркова, Высотского и др. и своим исполнением удивлял гитаристов и других музыкантов» [5].
   По окончании девятилетки В. С. Сазонов поступил в электромеханический техникум, но из-за материальных трудностей семьи вынужден был оставить его и устроиться на работу в фото­цинкографию [6].
   В 1933 году В. Сазонов поступил в хор цыган под руководством Н. Д. Дулькевича [7], где проя­вил себя недюжинным аккомпаниатором [8]. А по­сле смерти Дулькевича перешел в ленинград­ский ансамбль цыган под руководством Елены Егор­овны Шишкиной (1869-1942), жены знамени­того в свое время хоревода (руководителя хора) – Алексея Васильевича Шишкина – гитариста и композитора. С этим ансамблем В. Сазонов впоследствии в течение полутора лет пред­принял ряд гастрольных поездок по Советскому Союзу в качестве руководителя – заменив умершую Е. Е. Шишкину. За время работы с цыганскими хорами Владимир Сазонов накопил большой опыт акком-


[4] Имени этого «товарища» В. С. Сазонова Машкевич, к сожалению, не называет, поэтому из текста не ясно, имеет ли он в виду В. Бегутова или И. Москалева, упоминаемых А. Лариным, или кого-то третьего.

[5] «Классическая гитара в России и СССР», стлб. 1652.

[6] Предприятие или цех типографии, изготовляющие клише.

[7] Дулькевич Николай Дмитриевич (1871–1936) — ги­тарист-виртуоз, руководитель цыганского хора. Выхо­дец из Рязани. С 1890 по 1899 г. был первым гита­ристом в хоре Н. И. Шишкина. После юбилейного кон­церта в честь 200-летия Санкт-Петербурга (1903 год) организовал хор Тульских и Рязанских цыган. Был не только прекрасным организатором и руково­дителем, но и талантливым педагогом, воспитавшим немало звёзд императорской сцены: певиц и гита­рис­тов.

[8] По версии В. П. Машкевича, В. С. Сазонова пригласили в цыганский хор заменить заболевшего гитариста. «Исполнение его всем понравилось и он получил предложение остаться в хоре на постоян­ную работу. Владимир Станиславович ушел из фото­цинко­графии, перешел в хор и стал гитаристом-профессионалом» («Классическая гитара в России и СССР», там же).

     
1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru