ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ОНОРЕ-ЖОЗЕФ ДАЛЬМАС

нотный гравер,
печатник и издатель

С.-Петербург, Россия

 

 

  ИЗДАТЕЛИ

     

Хорошо представлена и инструментальная музыка —  тут пьесы для фортепиано, арфы, скрипки, гитары. Есть и произведения крупной формы — концерты, дивертисменты и фантазии; есть и небольшие пьесы — полонезы, вальсы, марши. Так, в каталоге 27 фортепианных концертов — Крамера, Дюссека. Фильда, Моцарта, Штейбельта, Германа и др., 19 скрипичных концертов — Крейцера, Роде, Виотти, Шпора и др. Раздел сонат включает как сонаты для фортепиано соло, так и «с аккомпанементом» различных инструментов — скрипки, виолончели, флейты. Это сонаты Бетховена, Буальдье, Клементи, Калькбреннера, Плейеля, Ромберга, Штейбельта (всего 100 сонат). Авторами полонезов, вальсов и других пьес «легкого» жанра были Алябьев (его ранние произведения), Кубишта, Рамниц, Штейбельт, тот же Клементи и др. В отличие от сонат и концертов, цена которых была достаточно высокой — от 5 до 12 р. (часто сонаты издавались по 2-3), танцевальная музыка стоила недорого — от 1 до 3, в редких случаях 5 рублей.

Достаточно велик раздел музыки для арфы — она была любимым инструментом домашнего музицирования. Это произведения Кардона, Кузино, Дельвимара, Дюссека, Петрини, Крумпхольца и др. Завершают каталог произведения для шести- и семиструнной гитары. Это сонаты Гальяни, Лойе, дуэты для двух гитар Генглеза, а также романсы певицы Фелисс в переложении для гитары. Примечательно наличие среди них и Концерта для шестиструнной гитары с сопровождением оркестра Ашанина (Ошанина), который, по-видимому, был первым опубликованным концертом русского автора для гитары. Музыка для семиструнной гитары представлена именами русских авторов — Алферьева (в каталоге он — Олферьев), Горностаева, Маслова, Сазонова.

Выпускались Дальмасом также различные пособия и школы игры по цене от 3 до 15 рублей. Помимо собственных изданий он продавал и литературу сторонних издателей, в частности, являлся дистрибьютером парижской издательской фирмы Sieber в С.-Петербурге.

«Северный трубадур» — наиболее известный, но не единственный журнал, выпускавшийся Дальмасом. В 1804-1805 гг. он издавал еженедельный журнал (52 номера) «Лира Орфея» — рупор немецкой оперы в Петребурге. В 1811 году выходил «Журнал итальянской музыки», посвященный великой княгине Екатерине Павловне («Journal de musique italienne, dédiée à S. A. I.  madame la grand duchesse Catherine-Paulowna»). В 1811-1812 гг. — «Журнал избранных романсов», посвященный княгине Зинаиде Александровне Волконской, урождённой княжне Белосельской (1789-1862) — хозяйке литературного салона, писательнице, поэтессе, певице и композитору, видной фигуре русской культурной жизни первой половины XIX века («Journal de romances choisies [...] dédié à madame la princesse Volkonsky, née princesse Beloselsky»). В 1815 г. — «Журнал итальянской музыки, сочиненный Палиани» («Journal de musique italienne, composée par M. Paliani»). Затем выпуск музыкальных журналов на некоторое время был им прекращен. Однако в 1822 году, учитывая, по-видимому, возросший интерес аристократической верхушки к итальянской опере, Дальмас принимается за издание «Нового журнала итальянской музыки» («Nouveau journal de musique italienne, composé des plus beaux airs, duos, cavatines et rondeaux des auteurs modernes les plus célèbres, dédié aux dames»), содержание которого мало отличалось от "старого", выходившего в 1811 году. Наконец, последним нотным журналом (он появился в 1827 году и издавался до 1828 года) стал журнал «Космополитическая муза» («La Muse cosmopolite, dédiée à l’impératrice Alexandra Fiodorovna»; перевод названия встречается также в варианте «Всемирная муза»), посвященный новой императрице — супруге Николая I Александре Федоровне. Он выходил объемом в 12 страниц и в нем печатались вокальные сочинения французских и итальянских композиторов.

Имя Дальмаса упоминается и среди видных масонов того времени. Он входил в ложу Amis Reunis (Ложа Соединенных друзей), основанную в 1802 г.; занимал место великого секретаря в Директориальной Ложе. (См.: Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX вв. Пг. 1916. С. 386-387; 409).
 

Лит.: Рыжкова Н. А. Музыкальное издательство Дальмаса «Северный трубадур» // Нотные издания в музыкальной жизни России. Вып. 2. СПб., 2003. С. 15 — 29; Les Français en Russie au siècle des Lumières: Dictionnaire des Français, Suisses, Wallons et autres francophones en Russie de Pierre le Grand à Paul Ier / Sous la direction de Anne Mézin & Vladislav Rjéoutski. - Centre international d’étude du XVIIIe siècle, Ferney-Voltaire, 2011. – p. 212-213.

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru