В указанной работе Густав де Кальве свидетельствует о большом распространении в Польше с 1751 года английской гитары с
металлическими струнами: «The English guitar that mainly is used in Poland has wire strings» [Ibidem, р. 41]. В русском переводе это будет:
«Английская гитара, которая большей частью используется в Польше, имеет проволочные струны». Как известно, английская гитара имела овальный
кузов, двенадцатиладовый радиусированый гриф, шесть струн и строй терциями по трезвучию C-dur.
Следовательно, по версии
О. В. Тимофеева, человеком, собравшим воедино все шесть указанных выше органологических компонентов, характеризующих
русскую семиструнную гитару, является офицер российской и польской армии, участник восстания 1794 года под предводительством Тадеуша
Костюшко (1746–1817 гг.), пленный и ссыльный, а впоследствии известный издатель Игнатио фон Гельд. И сделал он это не позднее 1797 года.
Главными аргументами в данном случае являются польско-чешское происхождение И. фон Гельда, его разносторонняя музыкальная
образованность, знание английской гитары с терцовым строем и документальное первенство в печатных нотах для русской семиструнной
гитары. Примечательно, что И. фон Гельд позже издал и первую в России школу для шестиструнной гитары.
Олег Витальевич Тимофеев – концертирующий гитарист, лютнист, музыковед, специалист в области старинной музыки, соучредитель и артистический
директор Международной академии русской музыки, искусств и культуры в Айове (США). В Москве учился играть на гитаре у Камилла Артуровича
Фраучи (1923–1997), с 1989 года живет в США.
Другие многочисленные искусствоведы, так или иначе касающиеся в своих научных работах и публицистических статьях вопроса происхождения русской
семиструнной гитары, не добавляя новых аргументов, принимали на веру и на протяжении 100 лет тиражировали одну из двух рассмотренных версий (в
последнее время чаще вторую, так как англоязычная не всем доступна), каждый раз представляя ее как установленный исторический факт [1; 2; 4;
5; 10; 15]. Исключение составляют труды известных советских исследователей гитарной истории
В. П. Машкевича (1888–1971 гг.) и
В. М. Мусатова (1903–1991 гг.),
которые, не удовлетворяясь аргументами М. А. Стаховича и В. А. Русанова, не разделяли ни одной, но, естественно, не были осведомлены об американской работе О. В. Тимофеева.
Дополним представленную «доказательную базу» и проанализируем имеющийся материал с учетом новой уточняющей информации, найденной авторами
настоящей работы.
1. В диссертации О. В. Тимофеева приведено интересное документальное свидетельство, ограничивающее период начала массового распространения
семиструнной гитары 1792 годом.
Японский капитан Дайкокуя Кодаю (Daykokuya Kodayu) после кораблекрушения в 1783 году оказался на российской территории. Он вынужденно пробыл в
России до 1792 года, причем 1791 год провел в Петербурге. Получив, наконец, разрешение, он вернулся на родину и по требованию японских
властей подробно описал свои впечатления от российской действительности, касаясь самых разных сторон, политического устройства, быта и культуры.
По свидетельству О. В. Тимофеева, в этом документе среди описания многочисленных музыкальных инструментов, бытующих в это время в России,
балалайка упоминается, а гитара – нет [16].
2. Приведем полностью текст толкования слова «гитара» по словарю В. И. Даля: «Гитaра ж. струнное музыкальное орудiе, на которомъ играютъ
щипкомъ; кузовъ в виде цифры 8, ручка прямая, съ ладами; на италiянской гитаре шесть струнъ, на польской семь, но строй первой объемистее...
Гитарный, принадлежащий или относящийся к гитаре. Гитарист м. –тка ж. играющий на гитаре. Гитарщик м. делающий гитары» [3, с. 806].
Субъективная «объемистость» строя в комментариях не нуждается, а вот «итальянская» шестиструнная гитара
– явление необычное.
Один из изобретателей шестиструнной гитары немецкий мастер Яков Отто (1760–1829 гг.), писал: «В 1790 году герцогиня Амалия Веймарская
привезла из Италии в Веймар первую гитару, которая считалась тогда новым инструментом. Гитара получила тотчас общее одобрение… она имела только
пять струн и только один витой бас, а именно нижнее “ля”» [7, с. 4, 5]. И далее: «... капельмейстер Науман в Дрездене получил такую гитару с
пятью струнами. Вскоре по получении он предложил мне сделать шестиструнную гитару именно с добавлением низкого “ми”. С этим
усовершенствованием я потом сделал их множество, и все они скоро получили общее одобрение…» [Там же, с. 5].
В. М. Мусатов на эту тему пишет: «Ученик падре Базилио – Федерико Моретти – говорит: “В конце 1789 года я написал неполную школу, которую
в течение нескольких месяцев систематизировал… вернувшись в Неаполь, я решил издать свои «Гитарные правила», значительно пополнив их и улучшив…
В 1792 году они увидели в первый раз свет в нотопечатне Луиса Массалхи, издателя его величества”» [ Там же].
В том же году школа была переведена на испанский язык и издана в Мадриде. В связи с этим Моретти, играющий на семиструнной гитаре
квартового строя, пояснял: «Хотя я пользовался гитарой с семью одиночными струнами /не двойными/, однако мне казалось более удобным
приспособить эти правила для шестиструнной гитары, так как в Испании играют главным образом на этой гитаре. Эти же обстоятельства побудили
меня издать в 1792 г. эти правила на итальянском языке для пятиструнной гитары, так как в это время в Италии шестиструнная гитара не была известна» [Там же, с. 6].
Ко времени выхода в свет толкового словаря В. И. Даля в середине XIX века Италия как последний оплот пятиструнной гитары тоже перешла на
шестиструнную, но приведенные выше факты вынуждают усомниться в справедливости определения шестиструнной гитары как инструмента изначально итальянского.
Аналогичные сомнения вызывает у специалистов и «польская семиструнная гитара». М. А. Стахович и В. И. Даль жили в одно время, но М. А.
Стахович, будучи более осведомленным в гитарных тонкостях, говорит о том, что не семиструнная гитара Сихры, а «строй его гитары назывался тогда польскимъ» [13, с. 237]. |