4. Только в качестве предположения на основании известных в настоящее время документов может быть высказана мысль о возможности изобретения
семиструнной гитары И. фон Гельдом параллельно и независимо от А. О. Сихры, но никак не ранее окончания военных действий в Польше по
подавлению восстания под предводительством А. Т. Б. Костюшко в октябре 1794 года.
5. На аналогичное место в истории теоретически может претендовать и Иосиф Каменский, так как пока не удалось найти сведений о том, что он
учился у А. О. Сихры или И. фон Гельда. Однако в этом случае для уверенного суждения нужны более веские доказательства, ибо, будучи
профессиональным гитарным «профессором», он вполне мог самостоятельно освоить до достаточного уровня строй семиструнной гитары за несколько
месяцев, ознакомившись с нотами В. С. Алферьева и пособием И. фон Гельда.
6. Для дальнейших исследований в этой области было бы чрезвычайно важным выяснить, не находился ли офицер И. фон Гельд с 22 апреля по 11 августа
1794 года в захваченном повстанцами Вильно, где жил А. О. Сихра, который к тому времени, по свидетельству М. И. Пыляева, уже год упражнялся в
игре на семиструнной гитаре терцового строя.
1. |
Вольман Б. Л. Гитара в России. Л.: Музгиз, 1961. 177 с.
|
2. |
Ганеев В. Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического
статуса: дисс. … к. искусствоведения. Саратов, 2006. 185 с. |
3. |
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.:
Издательская группа «Прогресс»; Универс, 1994. Т. 1. А– З. 91 2 с. |
4. |
Иванов М. Ф. Русская семиструнная гитара. М.– Л.: Музгиз, 1948. 148
с. |
5. |
Ильгин К. В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование
и исполнительство: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2003. 150 с. |
6. |
Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов
в России. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. 370 с. |
7. |
Мусатов В. Краткий очерк по истории развития русского гитаризма
(машинопись). Орджоникидзе, 1984. 110 с. |
8. |
Пыляев М. И. Старый Петербургъ. Разсказы изъ былой жизни столицы. С.-
Петербургъ: Тип. А. С. Суворина, 1889. 497 с. |
9. |
Пыляев М. И. Цыганская старина: очеркъ // Сборник трудов « Вестника
литературы и науки» (приложеніе къ журналу «Всемірная Иллюстрація»).
1893. Т. XIX. Iюль-сентябрь. С. 58–67. |
10. |
Рехин И. Вариации на тему «Гитара в России» // Гитаристъ. 2004. № 2.
С. 22–23. |
11. |
Русанов В. Гитара в России. М., 1901. 64 с.
|
12. |
Стахович М. А. Очеркъ исторіи семиструнной гитары. Сихра – Аксеновъ
– Высотскій // Москвитянинъ: учено-литературный журналъ. 1854. Т. 4. №
13. С. 1–17. |
13. |
Стахович М. А. Продолженіе исторіи семиструнной гитары (письмо къ А.
А. Григорьеву). Современные гитаристы // Москвитянинъ:
учено-литературный журналъ. 1855. Т. 5. № 15–16. С. 226–238. |
14. |
Субота А. В. Эволюция гитары в музыкальной жизни России конца ХVIII
– начала XIX века (социокультурный и органологический аспекты) //
Вестник Международного славянского ун-та. Серия « Искусствознание».
2006. Т. 9. № 1. С. 41–51. |
15. |
Ширялин А. Поэма о гитаре. М.: Молодежная эстрада, 1994. 160 с. |
16. |
Timofeyev O. V. The Golden Age of the Russian Guitar: Repertoire,
Performance Practice, and Social Function of the Rus-sian Seven–String
Guitar Music, 1800–1850: dissertation submitted in partial fulfillment
of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the
Department of Music in Graduate School of Duke University. Durham, 1999.
584 р. |