ПАВЛОВ-АЗАНЧЕЕВ, Матвей Степанович (наст. фамилия – Павлов, артистический
псевдоним – Азанчеев), род. 24 февраля (10 марта) 1888, Рождественская вол.,
Курский уезд Курской губ., – ум. 8 января 1963, Армавир, Краснодарский край,
Россия, — русский музыкант, виртуоз-исполнитель на виолончели и семиструнной
гитаре, дирижер и композитор. Родился в семье деревенского столяра, бывшего
крепостного крестьянина, Степана Степановича Павлова (ум. 1924), впоследствии
перебравшегося в Москву и до 1907 года работавшего там браковщиком на
велосипедном заводе «Дукс». В 1907 году родители, в поисках заработка, переехали
на жительство в г. Батуми, где смогли дать сыну среднее образование. Открывшиеся
уже в гимназические годы исключительные музыкальные способности позволили М. С.
Павлову сразу по окончанию Батумской гимназии поступить в Московскую
консерваторию и в мае 1916 года окончить ее с отметкой "отлично" получив полное
музыкальное образование по классу виолончели профессора Альфреда Эдмундовича фон
Глена (1858-1927), ученика основоположника русской виолончельной школы К. Ю.
Давыдова. Композицию изучал у директора Московской консерватории Михаила
Михайловича Ипполитова-Иванова (1859-1935), ученика Н. А. Римского-Корсакова.
Параллельно самостоятельно осваивал 7-струнную гитару, "перенеся на нее опыт
образованного музыканта и дирижера" (М. С. Павлов -
А. Я. Ларину, 28.08.1946).
Применял очень сложную аппликатуру левой руки. Летом 1916 года был призван в
качестве ратника ополчения на фронт, но по специальному ходатайству М. М.
Ипполитова-Иванова, считавшего необходимым сохранить для России этот талант ("М.
С. Павлов по своим знаниям и способностям вполне может занять место военного
капельмейстера", – говорится в подписанном им документе), был определен в
военный оркестр и по весну 1917 года служил в должности капельмейстера 194-го
пехотного запасного полка Войск Московского Военного Округа. После революции, с
1919 года по 1922 год служил в Красной Армии в городах Ашхабад, Самарканд и
Ташкент. С конце 1922 года жил и работал в Москве, где и начал выступать с
сольными концертами на семиструнной гитаре. Достоверно известно, что в Москве им
было сыграно, как минимум, два таких концерта. Дата первого с точностью не
известна, возможно, им был концерт от 10 декабря 1925 года, упоминаемый
В. М.
Мусатовым, в котором было сыграно 49 номеров соло на гитаре, а второй,
состоявший из 2-х больших отделений со сложнейшей программой (в ней, в
частности, значится симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса в обработке
Павлова-Азанчеева) состоялся 11 апреля 1926 года в зале московского Дома
работников просвещения (ровно через месяц после концерта А. Сеговии в Большом
зале Московской консерватории 12 марта того же года), о чем свидетельствует
сохранившаяся афиша концерта – "Второй и последний концерт М. С.
Павлова-Азанчеева на семиструнной гитаре" ("последний", поскольку уже с мая М.
С. Павлов-Азанчеев был плотно задействован как руководитель симфонического
оркестра в Северной Осетии). С 1 января 1924 года по 30 ноября 1933 года являлся
дирижером симфонического оркестра в г. Владикавказ (в 1931-44 и 1954-90
– Орджоникидзе, в 1944-54 – Дзауджикау), который организовал из музыкантов
распущенного революцией оркестра Терского (частично Кубанского) казачьего
войска. Впрочем, судя по некоторым письмам самого М. С. Павлова-Азанчеева,
оркестр не имел раз и навсегда сформировавшегося состава, а ежегодно вновь
собирался дирижером на очередной сезон (май-август). По сообщению В. М.
Мусатова, "в то время оркестр работал очень напряженно, давая концерты в
городском парке ежедневно (кроме понедельника), а в воскресный день по два (в 12
часов - 2 отделения и вечером - 3 отделения), для чего специально была построена
концертная площадка с раковиной (вход платный). Программы концертов были весьма
разнообразны, а повторения немногочисленны. Здесь Владикавказская публика была
впервые ознакомлена с формой симфонии (под руководством Азанчеева исполнялась
4-я симфония Чайковского) и концерты постепенно сплотили вокруг себя постоянных
слушателей. В зимние месяцы концерты давались по понедельникам в здании
драматического театра, а в прочие дни Азанчеев руководил ансамблем кинотеатра
(тогда игралась классическая музыка) или участвовал в трио (скрипка, виолончель,
рояль)". Сам М. С. Павлов-Азанчеев, говоря о сезоне 1929 года писал, что его
оркестру надлежит ежедневно давать "10 вещей и в праздники на утренней и
вечерней игре 16, т. е. иметь в портфеле до 500 номеров", из которых он
"обязался в течение полутора месяцев не повторяться программой". "Адова работа",
– резюмировал он в письме
М. Ф. Иванову 10 января 1930 года, с нескрываемым
отчаянием делясь болью, связанной с невозможностью достать нужные ноты и
составить количественно и качественно достойный репертуар ("Я, собирая
библиотеку, не набрасывался на музыкальное барахло..., а покупал или переписывал
только художественно ценные оркестровки, которые, конечно, дороги, и много сразу
купить мне... не под силу было. [...] у меня получилась "вкусная", но состоящая
всего из 125 вещей библиотека"). В "межсезонье", как правило, с сентября по
апрель, музыкант оказывался безработным и, как он пишет, "вовсю наседал на
гитару" сочиняя и делая для нее аранжировки и транскрипции. |