"Гитарист", 1905, № 1.
Современная
летопись гитары.
I.
Ю. М. Штокман
Гитарист-композитор.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
реди современных гитаристов-композиторов и деятелей в области гитарной музыки первое место бесспорно принадлежит Юлию Михайловичу
Штокману, одному из старейших русских гитаристов. Замечательно, что, несмотря на то, что деятельность его носит, по-видимому, замкнутый характер,
влияние его чувствуется во всем, что касается гитары не только у нас, но и за границей.
А между тем он не выступает в концертах, не рекламирует об уроках, его портретов вы не встретите с надписью "первый русский гитарист" ни в
каталогах, ни на обложке школы, снабженной всевозможными титулами, званиями или дипломами, но его все знают и он знает всех.
Его имя знакомо и дорого и "Свободному союзу для распространения хорошей игры на гитаре" в Аугсбурге, и редакции журнала "Гитарист" в Москве, и тем,
кто ищет серьезных композиций для гитары, и тем, кто имеет счастье знать его лично и в его беседах и письмах почерпать живое слово, всегда умное и
вдохновенное, проникнутое страстной, заразительной любовью к инструменту.
Секрет его обаяния, как человека, кроется еще в полном отсутствии всякой партийности, заносчивости, самомнения, в чуткой отзывчивости на всякое
серьезное, благородное дело и в широте музыкальных взглядов.
Позволю себе в доказательство привести несколько строк из его письма, касающегося возникшего в журнале "Гитарист", вследствие нелепой выходки г.
Лебедева, "стройного" вопроса:
"В предыдущем письме, говоря о строе нашего инструмента, я пришел к заключению, что оба строя имеют полное право на существование. Если бы
кто-нибудь вздумал принудить русских гитаристов к переходу в другой лагерь, то я первый поднял бы энергичный протест и считал бы это подрывом гитарной музыки".
"К такому убеждению привела меня помещенная в "Гитаристе" пьеса Высотского; я эту пьесу анализировал и вынес впечатление, что автор бесспорно относится
к музыкальным колоссам, которыми все гитаристы, без различия строя, по справедливости могут гордиться. Начинаю собирать, насколько возможно,
сочинения Высотского и думаю, что, кроме этого, в юной — относительно — семиструнной литературе есть немалое число выдающихся вещей, нам,
шестиструнникам, неизвестных, отчасти вследствие ложного предубеждения. А с таким материалом инструмент имеет полное право гражданства".
Эти немногие строки очень драгоценны, потому что написаны человеком, более всех заслуживающим звания передового образованнейшего гитариста, знатока
гитарной литературы и всего, что касается нашего инструмента.
Его успехи и известность в обществе современных гитаристов, повторяю, тем-то и замечательны, что по скромности характера маститому ветерану гитары надо отвести тоже первое место.
Юлий Михайлович Штокман родился в Петербурге в 1839 году; образование получил в петербургском университете. Еще в студенческие годы он стал
заниматься гитарой. Знакомство с некоторыми артистами Императорского оперного оркестра, с людьми музыкально образованными, дало сразу серьезное направление его занятиям музыкой и гитарой.
Юному, живому, образованному музыканту, с природным музыкальным чутьем и вкусом, не трудно было убедиться, какой инструмент был избран им. Он понял,
что это не предмет легкой забавы, а, наоборот, инструмент, требующий серьезного изучения.
И он усердно принялся за школы Карулли, Каркасси, Лениани, Агуадо и Сора; одновременно с этим изучалась и теория музыки. После такой основательной
подготовки Юлий Михайлович перешел к изучению сочинений лучших авторов, начав с более доступных - Каркасси, Кюфнера и Мертца — и последовательно
переходя к сочинениям Джулиани, Граниани, Дзани-де-Ферранте, Регонди и Сора, И чем шире раскрывался перед ним горизонт гитарной музыки, тем больше
увлекался он любимым инструментом, постигая всю красоту и истинный смысл его музыкальности.
С болью в сердце видел он, как постепенно исчезают чудные произведения старинных мастеров. Последнее натолкнуло его на мысль собирать редкие
классические сочинения. Коллекционирование хорошей музыки превратилось в страстное увлечение, доходившее до мании. Зато оно дало блестящие
результаты: в течение многих лет у него составилась богатейшая коллекция, на которую он истратил более 4.000 рублей.
Едва ли мы ошибемся, если скажем, что библиотека Юлия Михайловича по богатству и обилию материала - единственная не только в России, но и за границей.
В конце семидесятых годов он познакомился с И. А. Клингером. Мастерская, художественная игра этого виртуоза, исполнявшего с листа труднейшие вещи,
привела Юлия Михайловича в неописуемый восторг и связала обоих гитаристов крепкими узами дружбы.
Вскоре образовался местный кружок серьезных любителей игры на гитаре под руководством Юлия Михайловича, гостеприимно предложившего для собраний свою
квартиру, и при живейшем участии И. А. Клингера. Кружок собирался по субботам; иногда заигрывались до 4-х часов утра; репертуар состоял
преимущественно из симфонической музыки — из сонат, увертюр и т. п., аранжированных для трех гитар, а также исполнялись пьесы с участием других
струнных инструментов. Вечера остальных дней посвящались дуэтной игре. Так проходило время в течение пятнадцати лет.
Эти годы были самыми счастливыми в жизни Юлия Михайловича; они могут назваться временем расцвета его таланта. Не раз приходило ему на мысль
оставить службу и концертировать; но тяжелое для гитары время семидесятых годов, когда наш инструмент доведен был до полного забвения, до последней
степени унижения, невольно сдерживало даже такую музыкальную силу и такую твердую веру в инструмент. Немало мешала этому и природная скромность.
Насколько же скрасились дружбою Юлия Михайловича последние годы многострадальной жизни И. А. Клингера, нашим читателям хорошо известно из
превосходного очерка Веры Юльевны Штокман, поразительного по глубине анализа и свежести чувств *).
К тому же времени относится и видное участие Юлия Михайловича в Лейпцигском гитарном клубе.
Один из старых гитаристов, из немногих оставшихся в живых свидетелей блестящего периода гитарной музыки, доктор Вильгельм Шене, осенью 1875 года
собрал около себя небольшой кружок из таких же любителей гитары, с которыми он случайно познакомился. Трое из них были его учениками. Они собирались по
субботам. Эти собрания и послужили зародышем; для возникновения Лейпцигского гитарного клуба. В числе собиравшихся был некто Отто Шик, обладавший
недюжинными музыкальными способностями. Ранее он играл на фортепиано, но, полюбив гитару, решил посвятить исключительно ей свое дарование. При
трудолюбии и врожденном таланте он так быстро достиг успехов, что уже к концу 1877 года мог предложить себя в качестве преподавателя игры на гитаре.
Он имел много учеников, и это подало ему мысль основать собрания для игры на гитаре. Эти собрания и организовались в Лейпцигский гитарный клуб.
Юлий Михайлович немедленно завязал с клубом письменные сношения и впоследствии за свою полезную деятельность, вместе с И. А. Клингером, был
избран почетным членом клуба.
В 1883 году Юлий Михайлович познакомился с всесильным в то время Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Увидев в лице Юлия Михайловича образованного
музыканта, А. Г. охотно дал разрешение открыть класс игры на гитаре при курских музыкальных классах. Преподавание её безвозмездно взял на себя Юлий Михайлович.
Ученики его неоднократно с успехом выступали перед публикой — как на обязательных музыкальных вечерах, так и в концертах.
В перерывах между практическими занятиями на гитаре, между преподаванием уроков и т. д. Юлий Михайлович неустанно работал (и до сих пор работает) по
составлению обстоятельного очерка литературы гитары.
Нельзя не удивляться такому трудолюбию и энергии, основанной исключительно на самой бескорыстной любви к гитаре: надо принять во внимание, что, помимо
своей музыкальной деятельности, Юлий Михайлович очень много занят в классической гимназии, где он преподает немецкий язык, заведует библиотекой,
читает общедоступные лекции по физической географии, составил и издал подробную карту Курской губернии и ведет до сего времени обширную переписку
со всеми выдающимися гитаристами как у нас, так и за границей.
Как это не похоже на тех гитаристов, которые вечно ссылаются на то, что они очень "перезаняты", утомлены, а на самом деле просто нет у них ни серьезной
любви к инструменту, ни достаточной энергии, ни широкого заботливого взгляда на будущее инструмента!
В 1899 году положено основание Интернационального союза гитаристов в Мюнхене. Одним из его первых членов был Юлий Михайлович Штокман, ставший во
главе союза, в составе его правления. Его деятельное участие в нем еще живо в памяти тех, кто состоял членом этого союза до того момента, когда флейтист
Шеррер низвел его до полного распадения. Последнее заставило Юлия Михайловича выйти из состава членов и присоединиться к новому обществу, к
"Свободному союзу для распространения хорошей гитарной музыки", основанному по инициативе Шпренцингера в Аугсбурге. В этом обществе он состоит и поныне.
Гораздо позднее выступил Юлий Михайлович как композитор. Та же вероятно скромность, то же беспредельное уважение к музыкальному величию
гитаристов-классиков долго удерживали его от печатания своих произведений. Они появились сравнительно очень недавно.
Сочинения его, нося характер грустного раздумья, субъективны и глубоко задушевны; это - произведения изящной лирики, но не выдуманные, а глубоко
прочувствованные, созданные в минуты душевного настроения. Вот почему сочинения эти нельзя отнести ни к какому резко очерченному направлению или
школе. Он эклектик как по характеру, так и по стилю своих сочинений. Излюбленная форма его творчества — соната и ноктюрн; таковы его
"Erinnerung", "Am Abend", "Verklungene Romanze", "Im Mondschein"; изданы они под скромным общим названием "Tonstücke für die Guitarre". По своей
элегичности они более всего подходят к сочинениям И. К. Мертца, только в них еще более выдержанности, прочувствованности; нет тех белых ниток, которыми
подчас сшиваются отдельные части или вариации, нет внезапных, неожиданных переходов к бравурным финалам. Они отличаются стройным и выдержанным стилем,
а также отчетливой, ясной мелодией и превосходной гармонизацией.
Нельзя сказать, чтобы они были трудны в техническом отношении, — нет, они трудны тем, что требуют вдумчивого художественного исполнения, а не сухой
блестящей техники; в них мы имеем дело с настроением, с интимной стороной души.
Про его сочинения можно сказать то же, что и про композиции Ветрова: большинство их возвышается до композиций общего музыкального характера; на
каком бы инструменте вы их ни исполняли, они звучат прекрасно, красиво, оригинально.
В общем Юлием Михайловичем издано очень немного: 1) "Serenade", 2) "Wiegenlied", з) "Kleinrussisches Volkslied", 4) "Erinnerung" (Nocturne), 5)
"Am Abend" (Menuett. Capriccio), 6) "Fiebertraum" (Etude), 7) "In der Fremde", 8) "Verklungene Romanze" и 9) "Im Mondschein". Вот все, что мы
могли найти у
П. И. Юргенсона. Но и этих сочинений вполне достаточно, чтобы имя автора заняло выдающееся место среди композиторов классической музыки нашего инструмента.
Полная оценка деятельности и таланта Юлия Михайловича - дело, конечно, будущего, но его сочинения и благородное многолетнее служение гитаре должны
заставить нас позаботиться о том, чтобы никто ни в настоящем, ни в будущем не мог упрекнуть его современников в том, что мы не понимали, не ценили или
были неблагодарны и равнодушны к заслугам высокоталантливого и передового в наше время гитариста-композитора.
30 декабря 1904 г. В. Русанов.
*) "Из моих воспоминаний. И. А. Клингер", Веры Штокман (см. № 6 журнала
"Гитарист" за 1904 год).
|