Гитарой начал заниматься в
12-летнем возрасте. В 1906 году окончил Оренбургскую
гимназию и поступил на математическое отделение физико-математического
факультета Московского университета. Одновременно стал заниматься гитарой у
В. А. Русанова. Под его руководством проштудировал всю гитарную
педагогическую литературу, принимал участие в музыкальных вечерах в
музыкальном училище Б. В. Решке, начал свои исследования по истории гитары и
журнальную работу в "Музыке гитариста" (Тюмень, 1907-08), а затем
в "Аккорде" (1913-1914), помогал своему учителю в его
обширной переписке с гитаристами. Один наиболее преданных учеников и соратников
В. А. Русанова. В период учебы в Москве познакомился с известными в то время
гитаристами: М. Н. Широковым, Н. А. Черниковым, М. Тевелевым, лучшими
учениками В. А. Русанова – М. Продановым, С. Н. Крыловым, И. М. Юрцевым. В 1908
году участвовал в работе по основанию Московского общества любителей игры на
народных инструментах и светского пения и оставался в числе его
членов-основателей вплоть до 1914 года. Осенью 1908 года переехал в
Петербург, где продолжил учебу в Петербургском (с 1914 – Петроградском)
горном институте. Параллельно с учебой в институте продолжал заниматься
гитарной деятельностью, встречался и поддерживал творческие связи с
гитаристами: шестиструнниками В. Сланским, С. Белановским, Н. Шариковым, В.
Финне, семиструнниками С. Продановым, И. Лебедевым, Г. Копыловым. Вплоть до
самой смерти В. А. Русанова продолжал и поддерживал дружеские отношения с
ним активной перепиской. После окончания учебы в 1915 году уехал на работу в Донбасс, где
начал собирать книги по музыкальной литературе. В 1921 году полукустарным способом (пишущая
машинка, шапирограф) начал издавать журнал "Гитара и гитаристы" тиражом 30
экземпляров и объемом до 30 страниц, который безвозмездно рассылал заказными
бандеролями подписчикам. После знакомства с жившим в то время в г. Грозном
М.П. Папченко (сначала заочного, а затем и личной встречи в Донецке в
июле 1925 г.) совместно с ним наладил издание
музыкально-литературного журнала
"Гитара и гитаристы" литографическим способом, при котором печатной формой служила поверхность
камня. В. П. Машкевич выступал в качестве редактора, а М. П. Папченко взял на
себя роль издателя: сам занимался изготовлением
автографов, их правкой и переводом на камень. Всего было издано 12 номеров
журнала, тираж составлял 200 экземпляров, а объем – 8 страниц. К сожалению,
предприятие не оправдало надежд издателей, журнал плохо расходился и не
окупал даже своих расходов, поэтому с 1926 г. его выпуск был прекращен "за
отсутствием способов печати и средств". По той же причине В. П.
Машкевичу не удалось
реализовать и свою идею публикации альбома-сборника гитарной музыки
Валериана Русанова, работа над составлением которого была начата в феврале
1928 года в Харькове, куда он переехал в 1926 году и где жил и работал до
конца 1928 года. В 1927
году в Харькове он впервые услышал выступление Андреса Сеговии, находившегося на
своих вторых гастролях в
Советском Союзе, и был поражен его "необыкновенной певучестью".

Номер журнала "Гитара и гитаристы" за январь 1925 г. В 1926 году
В. П. Машкевич по просьбе
Йозефа Цута написал биографии русских и советских гитаристов для
его биографического и терминологического “Справочника по лютне и гитаре” –
Handbuch der Laute und Gitarre – изданного в Вене в 1926 году и
переизданного затем в 1972 и 2003 годах издательством "Георг Ольмс" (Georg Olms
Verlag: Hildesheim - Zürich - New York). Все статьи В. П. Машкевича подписаны в
этой книге буквой "М" с точкой, заключенными в квадратные скобки – [М.].
Публиковался также в зарубежных гитарных журналах в Германии ("Die Gitarre",
Берлин, 1929-1930), Австрии ("Musik in Hause", Вена, 1927), Франции ("Guitar
et Musique", Париж, 1938, 1958) и Италии ("Il Plettro", Милан, 1936, 1938;
"La Chitarra", Болонья, 1935, 1937). Перевел на русский язык книгу
Фрица
Буэка (Бюка) "Гитара и ее мастера" (Die Gitarre und ihre Meister. Berlin
1926, второе издание – 1935, затем – 1952), озаглавленную им "Гитара и ее
представители", а также книги "Гитара и ее история" и статью "Гитара"
Эмилио Пухоля, Школу Дионисио
Агуадо. Написал монографию "Щипковые инструменты".
|