ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 3 (9) / 2013

№ 3 (9) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 3 (9) • С. 5 (45)

     

   Благодарность Бетховена, хотя и в числе всего коллектива участников, факт, безусловно, значимый для репутации Джулиани. Однако, возвращаясь опять же к нашей основной теме, следует заметить, что подбором музыкантов занимался Мельцель, а не Бетховен, так что и здесь для Джулиани нет никакой «избранности» со стороны Бетховена – ни дружеской, ни чисто профессиональной.
   Что касается сочинений Бетховена для гитары (якобы несколько пьес были написаны им специально для Джулиани14), то за исключением одного сочинения — «Allegro und Allegretto» in C major, опубликованного в VII дополнительном томе к полному собранию сочинений Бетховена без указания инструмента («Ohne Instrumentalangabe») — которое предположительно могло быть написано им для терц-гитары, поскольку, действительно, идеально для нее подходит, других произведений, несмотря на многочисленные попытки, насколько мне известно, обнаружено так и не было, хотя у Бетховена имеется несколько пьес для мандолины.
   Кто именно и когда точно дал старт утверждению, что Бетховену принадлежат слова о гитаре, как о миниатюрном оркестре, неизвестно, но как о «часто цитируемом» о нем говорится уже в изданной в 1914 году в США «Университетской музыкальной энциклопедии». В главе «Мандолина, гитара и банджо» (параграф «Гитара»), написанной преподавателем гитары и мандолины Музыкальной консерватории Новой Англии в Бостоне (США) Джорджем У. Бемисом (George W. Bemis, Teacher of guitar and mandolin at the New England Conservatory of Music), сказано: «Мнение Бетховена о гитаре: «Это миниатюрный оркестр», часто цитируется» (Beethoven’s opinion of the guitar: «It is a miniature orchestra,» is frequently quoted) (University Musical Encyclopedia. Ed. by Louis C. Elson. Vol. XII: Musicians’ Practical Instructor, vol. II. New-York, The University Society, 1914. P. 708). Правда, обнаружить хотя бы одну из более ранних цитат мне так и не удалось. Возможно, если они и были, то все же еще не особенно «частыми».
   А вот «импульсом» к действительно массовому его употреблению вполне могла послужить статья, опубликованная в США в нескольких номерах 48 тома журнала «Этюды» (The Etude Musical Magazine. Philadelphia, USA: Theodore Presser Company) в апреле-июле 1930 года. Автором (или авторами) ее были либо Андрес Сеговия, либо Софокл Папас (Sophocles Thomas Papas, 1893-1986). Я говорю «либо», поскольку у публикации довольно запутанная и не очень понятная мне атрибуция — в самом журнале автором значится Андрес Сеговия, но с указанием «основанные на записях, подготовленных Софоклом Папасом», иногда она называется интервью Сеговии Папасу, хотя в ее форме нет ничего от интервью, наконец, в сборнике работ Софокла Папаса она размещена просто как одна из его статей.15 Речь идет об исторических очерках, в которых сжато обрисованы наиболее значительные фигуры гитарной истории, в том числе, понятно, и Мауро Джулиани. Называются они «Романтическая баллада о гитаре» — The Romance of the Guitar, by Andres Segovia, based upon notes prepared by Sophocles Papas. В номере 5-ом (стр. 317-318, 367), представляя Джулиани, авторы (будем говорить так) пишут: «Одним из величайших представителей гитары был итальянский мастер Мауро Джулиани (1781 – ок. 1840). Услышав именно его игру Бетховен сказал, ‘гитара это миниатюрный оркестр в самой себе’» (One of the greatest exponents of the guitar was the Italian master, Mauro Giuliani, (1781-circa1840). It was his playing that Beethoven heard when he said, ‘The guitar is a miniature orchestra in itself.’) (Romance of the Guitar. Etude, May 1930, Vol. XLVIII, No. 5).
   В том же году это высказывание (связано это со статьей или нет, мы не знаем) появилось в рекламном объявлении об уроках игры на гитаре в нью-йоркском «Хорватс бюллетин» (Horvath’s Bulletin), издававшемся американским скрипичным мастером Юлиусом Хорватом (Julius Horvath), в котором в качестве эпиграфа стоит фраза «Гитара — это миниатюрный оркестр в себе», и подпись — Бетховен (Horvath’s bulletin, 1930. стр. 1974).

Реклама уроков игры на гитаре в журнале «Хорватс бюллетин» (Horvath’s Bulletin), Нью-Йорк, 1930 г.

Реклама уроков игры на гитаре в журнале «Хорватс бюллетин» (Horvath’s Bulletin), Нью-Йорк, 1930 г.
 

   Издававшаяся раз в две недели журналом «Тайм» приложение «Письма» (Letters), в котором редакция вела диалог с читателями, в номере от 29 октября 1934 года разместило следующее письмо и ответ на него редакции:


[14] Такая информация содержится даже в статье И. M. Ямпольского в советской «Музыкальной энциклопедии»: «Его виртуозную игру высоко ценил Л. Бетховен, написавший для него ряд гитарных произв.» (т. 2, с. 228). Впрочем, она довольно часто встречается и в других источниках, как отечественных, так и зарубежных. При этом из последних у нас нередко цитируются не солидные исследования (в которых такую информацию отыскать невозможно), а второстепенные, не имеющие под собой научного обоснования, популярные сообщения. Так, попадавшаяся нам в интернете ссылка, допустим, на сопроводительный текст Джулиана Хэйлока (1944-2013) к вышедшим в 1996 году на компакт-дисках записям гитарных концертов Джулиани, никак не может рассматриваться как серьезное и аргументированное авторское заявление о наличии у Бетховена гитарных сочинений. В его задачу входило достойно представить слушателям Джулиани как крупного музыканта и композитора, что он и делает, опираясь на имеющиеся уже литературные источники, в которых, как мы знаем, наряду с фактами, встречается и масса домыслов и небылиц. В их число, скорее всего, попадает и утверждение, что «даже Бетховен», услышав игру Джулиани сочинил для него несколько гитарных пьес. «Giuliani went on to compose over 200 works for his instrument, winning the respect and friendship of the likes of Hummel, Spohr, Weber and Diabelli, whom also regularly performed. Even Beethoven was moved to write some music for him after hearing him play ...» (Haylock, Julian. Italian virtuoso guitarist // Giuliani: Complete Guitar Concertos / Program notes by Julian Haylock. Philips Classics Productions, 1996). Выделено нами – В. Т.

[15] В указателе содержания журнала за 1883-1957 (Pamela R. Dennis. An Index to Articles Published in The Etude Magazine, 1883-1957: Part I, A-R Editions, Inc., 2011) статья значится как «интервью» Андреса Сеговии Софоклу Папасу: Romance of the Guitar (Interview with Andres Segovia). Выходила в номерах с 4 по 7-ой включительно (апрель – июль) 1930 года. Интересующая нас фраза содержится в № 5 (май 1930). В ряде описаний говорится, что статья написана Папасом по материалам интервью с Сеговией: Sophocles T. Pappas, «The Romance of the Guitar / Based upon an Interview with the Great Spanish Guitarist Andres Segovia», The Etude, Philadelphia, USA: Theodore Presser Co., 1930, v. 48, Nos. 4-7.

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru