ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 3 (9) / 2013

№ 3 (9) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 3 (9) • С. 6 (46)

     

   Sirs:
   I have heard rumors to the effect that Fritz Kreisler is to lay his violin aside, and play the Spanish guitar. Could you confirm this?
   Could Time give the names of other past masters than Paganini, Berlioz and Schumann, who played the Spanish guitar? (Berlioz, in his treatise on instrumentation, said the guitar was a small orchestra in itself.)

   Lyman A. Matthews

   Calgary, Alberta

   Although he plays the guitar ably, Fritz Kreisler never plays it in public, has no intention of doing so. LETTERS finds no record that Schumann was a guitarist. Reader Matthews probably has confused him with Franz Schubert. Too poor as a youngster to afford a piano, Schubert worked out many a composition on the guitar, accompanied by his own light baritone voice. According to famed Guitarist Andres Segovia, Schubert’s writings indicate that even as a small boy he «was as good a virtuoso as many of the celebrated guitarists of his time.» Carl Maria von Weber, according to Segovia, «loved the guitar so much that he found in it the inspiration for all his operatic melodies.» Others, besides Paganini and Berlioz, who played and wrote for the guitar: Handel, Schnabel, Garcia, Spohr, Hauptmann, Rossini, Marschner, Donisetti, Verdi, Gade, Mahler.
   Not Berlioz but Beethoven said: «The guitar is a miniature orchestra in itself.» — Ed.

   Господа:
   Я слышал слухи о том, что Фриц Крейслер 16, отложил в сторону свою скрипку и теперь играет на испанской гитаре. Можете ли вы это подтвердить?
   Не могли бы вы назвать также имена других мастеров прошлого, помимо Паганини, Берлиоза и Шумана, которые играли на испанской гитаре? (Берлиоз, в своем трактате об инструментовке, сказал, что гитара это маленький оркестр в самой себе).

   Лиман А. Мэттью

   Калгари, Альберта

   Хотя Фриц Крейслер умело играет на гитаре, он никогда не выступает с ней на публике и не намерен этого делать. Letters не располагают сведениями о том, что Шуман был гитаристом. Читатель Мэттью, вероятно, спутал его с Францем Шубертом. В юности, будучи слишком беден, чтобы иметь фортепиано, Шуберт наигрывал многие композиции на гитаре, подпевая себе своим легким баритоном. По словам знаменитого гитариста Андреса Сеговии, сочинения Шуберта показывают, что еще мальчиком он «был почти таким же виртуозом, как многие из знаменитых гитаристов его времени.» Карл Мария фон Вебер, согласно Сеговии, «любил гитару настолько, что нашел в ней вдохновение для всех своих оперных мелодий.» Помимо Паганини и Берлиоза, в числе тех, кто играл и писал для гитары: Гендель, Шнабель, Гарсия, Шпор, Гауптман, Россини, Маршнер, Доницетти, Верди, Гаде, Малер.
   Не Берлиоз, а Бетховен сказал: «Гитара представляет собой миниатюрный оркестр в самой себе». — Ред.

(Letters. Published Fortnightly by Time Inc. Vol. I — No. 20, Oct. 29, 1934)


   В известном ежегодном справочнике американской фирмы Уилсона «Современная биография» («Current Biography: Who’s News and Why») за 1948 год, в статье «Андрес Сеговия», принадлежность фразы Бетховену преподносится уже как бы между прочим, как вещь общеизвестная и сама собой разумеющаяся (причем, если верить статье, в ней отображены слова Сеговии, произнесенные им еще в 1929 году): At a reception in Boston on March 15, 1920, the American Guild of Banjoists, Mandolinists, and Guitarists presented Segovia with its first honorary membership and a gold engraved token. Segovia stated on this occasion that he believed that the instrument would again enjoy the reputation it had in the days of Ferdinand Sor, called by some “the Beethoven of the guitar,» in the nineteenth century. He has maintained, since, that the guitar is a classical instrument, like the violin and piano, and like Beethoven, believes that it is «a miniature orchestra in itself.» — На церемонии в Бостоне 15 марта 1929 года Американской гильдией банджоистов, мандолинистов и гитаристов Сеговии было присвоено звание ее первого почетного члена и вручен золотой гравированный знак. В своем слове по случаю этого события Сеговия заявил о своей уверенности в том, что этот инструмент [гитара] вернет себе репутацию, которую он имел во времена Фернандо Сора, называемого некоторыми «Бетховеном гитары», в девятнадцатом столетии. Он утверждал, далее, что гитара есть такой же классический инструмент, как скрипка и фортепиано, и подобно Бетховену уверен, что она является «миниатюрным оркестром в себе» (Current Biography: who’s news and why. 1948 / H. W. Wilson Company, 1949. P. 576).
   Из приметных изданий этого периода можно упомянуть еще официальный орган Ордена Розенкрейцеров (Official magazine of The Rosicrucian Order / AMORC, San Jose, California). В журнале «Розенкрейцер дайджест» за 1965 год (статья «Гомер играл на гитаре») также читаем: «Среди композиторов этого времени [XVII века] писавших для гитары такие музыкальные знаменитости как Бах и Гендель. В следующем столетии Бетховен назвал гитару «миниатюрным оркестром в себе» (Composers of guitar music of that era included such musical notables as Bach and Handel. In the next century, Beethoven called the guitar «a miniature orchestra in itself.» — Homer Played the Guitar. Bach and Handel composed for it. // Rosicrucian Digest, vol. 43, 1965).
   Ну а далее цитирование уже теряет всякий смысл, поскольку началась «цепная реакция» его повторений. Откуда взялась «бетховенская фраза» никто не знал, но цитировали ее массово. Попадались, правда, и более щепетильные, не довольствовавшиеся невесть откуда взявшимся именем Бетховена, либо просто, как сейчас принято говорить, не желавшие «заморачиваться» на этот счет, которые вопрос об авторстве мудро обходили. Так, например, поступил Джон Шнайдер. Устав, видимо, искать «первоначало» этого выражения, он в своей книге «Современная гитара» нашел очень простой и верный выход: «Гитара всегда была известна как «оркестр в миниатюре»» (The guitar has always been known as an «orchestra in miniature». — Schneider John. The Contemporary Guitar. University of California Press, 1985. — (New instrumentation), Vol. 5, p. 31).
   Таким образом, на сегодняшний день у нас нет никаких оснований (помимо разве что нашего неистребимого желания продолжать это делать) считать Людвига ван Бетховена автором, или хотя бы одним из авторов, сравнения гитары с оркестром в миниатюре, а значит, нет и его восхитительного свидетельства об игре Мауро Джулиани. Увы, но это так!...


[16] Крейслер (Крайслер) Фриц (1875-1962) — австрийский скрипач и композитор. Жил и работал в США (1914-1924 и 1939-1962).

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru