По свидетельству падре Хуана Бэрмудо (Bermudo, 1525?-1600?), высказанному им в своём Declaration de Instrumentos, гитара в XVI столетии не носит уже определений
«мавританской» и «латинской гитары» и называется просто гитарой. Она приобретает очертания «латинской гитары» с довольно высокой и не очень крутой «талией», с розеткой на месте
звукового отверстия и с четырьмя рядами двойных струн, из которых только первый по преимуществу оказывается одиночной струной. Гриф этой гитары был перетянут в десяти местах жильной струной, определяющей положение
ладов. Играли на ней по способу rasgueada, — то есть ударом по всем струнам сразу, и служила она для сопровождения народным танцам и старинных народных песен. Сальвадор Даниэль (Daniel, 1830?-1871),
описывая «объединённую» гитару, которую по его словам мавры называли kuitra в отличие от арабского китар — قيثارة — утверждает, что она имела
три двойных струны прежде, чем приобрела четвёртую, и выпуклую грушевидную спинку. В данном суждении нет ничего невероятного, ни, тем более, ошибочного. Длительное соприкосновение мавров с испанцами не
могло не пройти без обоюдного влияния, и именно такое содружество двух музыкальных течений — арабского и испанского, создало в конечном итоге инструмент, получивший в XVII столетии чрезвычайное распространение в
Европе. Но прежде чем осуществилось это превращение, в Испании появилась разновидность гитары, известная под именем vihuela или vigola, во многом сходная как с гитарой, так и с лютней. По существу своему vihuela
является лишь увеличенной в своих размерах гитарой. Она была наделена большим объёмом, более сильным звуком и имела шесть струн, — одну низкую, расположенную ниже четвёртой струны гитары, и одну высокую, помещённую
выше первой. Старинная вигола существовала в одно и то же время в трёх видах, как ручная, смычковая и плекторная, где в одном случае звук извлекался пальцами, в другом — смычком, и в третьем — гребешком или
плектром. Количество струн виголы чаще всего заключало в себе шесть двойных рядов, настроенных квартами, причём две средние отстояли друг от друга на расстоянии большой терцин. Падре Бэрмудо упоминает ещё о
семиструнной виголе с добавочной верхней струной do первой октавы, а в Италии была распространена шестиструнная вигола с перестроенной на полутон вверх третьей струной. Обычный строй vihuela, принятый в XVI
столетии в Испании, был, вероятно, наиболее устойчивым.
В наиболее отдалённые времена старинная испанская гитара располагала четырьмя двойными струнами, настроенными не так, как о них повествует Хуан Бэрмудо, советуя превратить виголу в гитару изъятием двух
противоположных крайних струн. В его время существовали и другие виды настройки, из которых один более обычный и распространённый носил название «новой или высокой настройки» — a los nuevos o a los altos,
а другой «старой или низкой настройки» — a los viejos o a los bajos. Этот последний строй гитары применялся только в сопровождении старых песен и при игре способом rasgueada, тогда как
«новый строй» предназначался только для хорошей музыки, то есть — «светской» в смысле не народной и, вероятно, не церковной музыки.
В начале XVII столетия гитара всё ещё располагала четырьмя двойными струнами, настроенными
«испанским» или «итальянским» способом, — это с полной очевидностью вытекало из строя виголы, — хотя позднейшие писатели, как Лопэ Фэликс дэ Вэга (de Vega Carpio, 1562-1635), приписывают присоединение пятой струны знаменитому испанскому поэту и
прославленному мадридскому гитаристу Висентэ Эспинэлю (Espinel, 15??-1634), что, вероятно, не вполне соответствует действительности.
Вернее предположить, что оба строя четырёхструнной гитары сочетались в одно целое, образовав таким образом строй пятиструнной гитары,
получившей вне Испании прозвище «испанской гитары».
Надо думать, что Эспинэль не «изобрёл» пятую струну, — она так же, как и шестая струна существовала уже до него, но он, несомненно, превратил
пятиструнную гитару в наиболее любимый и распространённый инструмент своего времени. Что же касается шестиструнной гитары, о которой упоминается в наиболее старых источниках, то не вдаваясь раньше времени
в подробности можно только заметить, что одни писатели, как дон Люис Милан (Milan, около 1490/1500- 1570?) вели счёт струнам от самой верхней к нижней, тогда как иные, как Мигуэль дэ Фуэнльяна (de Fuenllana,
1506?-1568?) или Альфонсо Мударра (Mudarra, XVI столетие), предпочитали обратный счёт, что с точки зрения исконного обычая было не совсем правильным, хотя и достаточно обыденным для некоторых стран и времён.
Существа дела такой взгляд отнюдь не менял, так же как и способа изложения гитары, записанной по испано-итальянской или французской табулатуре. Наиболее любопытным представителем в этом направлении был,
несомненно, Джиролямо Монтэсардо (Montesardo, 1570?-1650?), предложивший в самом начале XVII столетия сокращённую запись тонических созвучий прописными буквами алфавита, сделавшуюся чрезвычайно распространённой.
Но самым выдающимся гитаристом своего времени был Франсиско Корбэра, больше известный как Корбэтта (Corbetta, 1615-1681). Он пользовался сказочным успехом и именно ему приписывается создание наиболее развитого
и утончённого «стиля» игры па гитаре. Однако, увлечение гитарой и покровительство ей многих высокопоставленных особ не спасло её ни от преследований, ни от проявления крайнего изуверства, о котором, между
прочим, рассказывает Жак Боннэ (Bonnet, 1644-1724) в написанной им Histoire de la Musique.
|