ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Дм. Рогаль-Левицкий. Современный оркестр. М., 1956.

Дм. Рогаль-Левицкий
СОВРЕМЕННЫЙ ОРКЕСТР
М.:Госмузиздат, 1956.

 Том IV

Глава пятая
СТРУННО-ЩИПКОВЫЕ И ПЛЕКТОРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Раздел «ГИТАРА»

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

   Из других случаев употребления гитары в оркестре можно назвать образцы, рассеянные в произведениях Бэрлиоза — Осуждение Фауста, Обэра — Герцог Олонский, Вэрди — Отэлло и Фальстаф, Малера — Седьмая симфония. В новейшее время гитарой воспользовался Франц Шрёкэр в Дне рождения инфанты и Пёрси Грэйнджэр — в балладе Отец и дочь. По этому поводу Артур-Эдуард Джонстон замечатает, что «оркестр этого произведения располагает помимо всего ещё сорока гитарами и мандолинами». Если такое количество инструментов образует подлинный «неаполитанский оркестр», то в этом нет ничего дурного. В подобном сочетании инструментов гитары звучат очаровательно.
   Теперь для полного завершения настоящего повествования о гитаре — только несколько слов о «создании XX века» — о гавайской гитаре, получившей невероятное распространение в jazz'е, цирке и на эстраде. Суть «гавайской гитары» сводится лишь к способу извлечения звука — ее держат в лежачем положении на коленях, играют только приёмом завывающего, отвратительного glissando, и извлекают звук не пальцами, а маленьким металлическим кольцом подобно тому, как это делается на цитре. Благодаря изложенным мероприятиям «гавайская гитара» звучит преувеличенно страстно, с нарочито-подчёркнутой «эмоцией» и в некоторых случаях производит очень сильное впечатление. Само собою разумеется, эти «потрясения» касаются весьма легковесной, чаще всего — «развлекательной» музыки. В симфоническом оркестре и именно под таким углом зрения очень остроумно использовал «гавайскую гитару», кажется, только Шостакович. Этот пример встречается в музыке к фильму Златые горы и входит в отдельно изданную сюиту в качестве «Вальса».

Д. Рогаль-Левицкий. Гитара (Нотный пример 26)

Д. Рогаль-Левицкий. Гитара (Нотный пример 26b)

 

Рейтинг@Mail.ru