* * * Валериан Алексеевич Русанов сын штаб-офицера. Происходит из дворян Тульской губернии. Родился в 1866 году. Он очень
рано, всего двух лет, лишился своих родителей и с этих пор воспитывался у бабушки своей Е. П. Ртищевой, помещицы "доброго старого времени".
Детские годы его протекли в старинной барской усадьбе, похожей на многие усадьбы того времени. Сам он так описывает это время:
"Живо помню раннее свое детство: старую усадьбу, огромный сад, старый барский дом с геранью и фуксией по окнам, с жесткой мебелью из красного
дерева; помню темные портреты предков в мундирах всех царствований; их суровые, неподвижные лица внушали необъяснимый трепет моему детскому
воображению. Помню также нашу деревушку с серенькими нахохлившимися избенками, тесно прижавшимися друг к другу и сиротливо ютившимися на горе.
"Но больше всего врезалась мне в память красавица Ока, опоясывавшая стальным поясом широкие заливные луга. До сих пор, когда случается мне
играть широко-раздольные вариации Высотского, мне кажется, что я вижу мерно катящиеся волны Оки и слышу убаюкивающий плеск их о песчаные отмели.
"Там я полюбил впервые и русские песни. Я часто слушал их во время деревенских работ и хороводов, и в незатейливом, но задушевном
исполнении моей старой няни и самой бабушки, большого знатока старинных русских песен.
"Там же всей душой полюбил я русскую деревню и ее природу с угрюмыми темными лесами, с веселым и широким простором лугов и полей".
Эту горячую любовь к народу и к его задушевным, веющим грустью, песням, любовь, которую он воспитал в дни своего далекого детства, он
впоследствии целиком, без остатка, вложил в дело служения гитаре.
Я не могу отказать себе поместить здесь одно стихотворение в прозе, принадлежащее перу Валериана Алексеевича. В этом высокохудожественном,
полном поэзии и жизненной правды стихотворении так отчетливо слышится его горячая любовь и к русской песне и к сложившему ее обездоленному,
многострадальному и многотерпеливому народу. Чувствуется в этих стихах, как автор страдает и болеет сердцем за этого, до поры до времени притаившегося, народа-великана.
В стихотворении этом, озаглавленном "Русская песня", он говорит:
"Песня русская, песнь раздольная! Родилась ты среди необозримых полей, в чаще дремучих лесов, улетаешь ты как птица к самому солнцу в
поднебесье, или стелешься по груди земли, как туман ночью темною, в ночь осеннюю.
"То звучит в тебе раздолье удалое, молодецкое веселье, то тоска сердечная, скорбь кручины злой и неволюшки.
"Ты в груди могучей выросла великана русского народа, перенесшего с верой твердою на плечах своих и нашествие полчищ недругов, и тяжелый
плен и насилия, и неволю горькую, по рукам и ногам тебя сковавшую, как раба многострадального.
"Из-за стен тюрьмы высокой, среди грохота и стона адских машин, с песчаных, вязких берегов Волги, за сохою матушкой, по родной ниве ты
звучишь, облитая потом и кровью, из усталой груди русского богатыря.
"Проникая в самую глубь души, ты как речка тонешь в море слез, утешая всех усталых и обездоленных, и пробиваешь как родник каменные горы,
врываясь сквозь толстые стены в каменные дворцы и палаты, разнося повсюду многострадальную повесть труда, поешь торжественный гимн силе и терпению русского народа.
"А в часы досуга краткого, в дни торжеств и Божиих праздников
— веселишь ты сердце русское беззаботной русской удалью!
"Сторонись тогда! дай простор широкий молодцу, разгуляться резвым ноженькам, размять широкие плечи, разогнуть богатырскую спину.
"Подбоченясь, он летает ясным соколом и вокруг него увивается, словно белая лебедушка, молодая красна девица".
Эта горячая любовь к народу, к деревенской природе, эта беспредельная ширь и простор русской песни, как простор и ширь русских степей,
поэтично настраивали мальчика. Все это вместе взятое выработало из него впоследствии недюжинного писателя и художника, чуткого ценителя всего
прекрасного, способного найти прелести поэзии и красоты там, где другие и не видят и не чувствуют их.
Пяти лет отдают его в Сиротское отделение Николаевского института, затем через два года в Разумовское училище и наконец в 1876 г. в 4-ю военную гимназию.
Тут он увлекается пением, — поет в гимназическом хору, выступает солистом и здесь впервые знакомится с нотами и начальными правилами музыки.
Вообще же его тянет ко всему: и к музыке, и к рисованию и в особенности к литературе. За эти предметы он получает лучшие отметки.
Но самые любимые его занятия, которым он отдавал все свои досуги,
— были рисование и, главное, чтение. За последним он проводил целые ночи
напролет. Это очень отзывалось на его классных занятиях, почему и уроки ему приходилось учить наскоро, во время перемен. И это ему вполне
удавалось благодаря выдающейся памяти и недюжинным способностям. Рисование, литература и музыка
— эти три искусства всю жизнь привлекают
его. Какое из них он любит более, он и сам едва ли решится высказать. К каждому из них его тянет и в каждом из них он одинаково проявляет свои
выдающиеся способности и в котором больше он на месте — сказать трудно.
Мне приходилось видеть его картины, читать его литературные произведения, слушать его музыку
— и везде он художник, везде он выше окружающей его среды, везде одинаково хорош.
|