ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (10) / 2014

№ 1 (10) / 2014

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2014 • № 1 (10) • С. 2 (12-13)

     

* * *

   Валериан Алексеевич Русанов сын штаб-офицера. Происходит из дворян Тульской губернии. Родился в 1866 году. Он очень рано, всего двух лет, лишился своих родителей и с этих пор воспитывался у бабушки своей Е. П. Ртищевой, помещицы "доброго старого времени".
   Детские годы его протекли в старинной барской усадьбе, похожей на многие усадьбы того времени. Сам он так описывает это время:
   "Живо помню раннее свое детство: старую усадьбу, огромный сад, старый барский дом с геранью и фуксией по окнам, с жесткой мебелью из красного дерева; помню темные портреты предков в мундирах всех царствований; их суровые, неподвижные лица внушали необъяснимый трепет моему детскому воображению. Помню также нашу деревушку с серенькими нахохлившимися избенками, тесно прижавшимися друг к другу и сиротливо ютившимися на горе.
   "Но больше всего врезалась мне в память красавица Ока, опоясывавшая стальным поясом широкие заливные луга. До сих пор, когда случается мне играть широко-раздольные вариации Высотского, мне кажется, что я вижу мерно катящиеся волны Оки и слышу убаюкивающий плеск их о песчаные отмели.
   "Там я полюбил впервые и русские песни. Я часто слушал их во время деревенских работ и хороводов, и в незатейливом, но задушевном исполнении моей старой няни и самой бабушки, большого знатока старинных русских песен.
   "Там же всей душой полюбил я русскую деревню и ее природу с угрюмыми темными лесами, с веселым и широким простором лугов и полей".
   Эту горячую любовь к народу и к его задушевным, веющим грустью, песням, любовь, которую он воспитал в дни своего далекого детства, он впоследствии целиком, без остатка, вложил в дело служения гитаре.
   Я не могу отказать себе поместить здесь одно стихотворение в прозе, принадлежащее перу Валериана Алексеевича. В этом высокохудожественном, полном поэзии и жизненной правды стихотворении так отчетливо слышится его горячая любовь и к русской песне и к сложившему ее обездоленному, многострадальному и многотерпеливому народу. Чувствуется в этих стихах, как автор страдает и болеет сердцем за этого, до поры до времени притаившегося, народа-великана.
   В стихотворении этом, озаглавленном "Русская песня", он говорит:
   "Песня русская, песнь раздольная! Родилась ты среди необозримых полей, в чаще дремучих лесов, улетаешь ты как птица к самому солнцу в поднебесье, или стелешься по груди земли, как туман ночью темною, в ночь осеннюю.
   "То звучит в тебе раздолье удалое, молодецкое веселье, то тоска сердечная, скорбь кручины злой и неволюшки.
   "Ты в груди могучей выросла великана русского народа, перенесшего с верой твердою на плечах своих и нашествие полчищ недругов, и тяжелый плен и насилия, и неволю горькую, по рукам и ногам тебя сковавшую, как раба многострадального.
   "Из-за стен тюрьмы высокой, среди грохота и стона адских машин, с песчаных, вязких берегов Волги, за сохою матушкой, по родной ниве ты звучишь, облитая потом и кровью, из усталой груди русского богатыря.
   "Проникая в самую глубь души, ты как речка тонешь в море слез, утешая всех усталых и обездоленных, и пробиваешь как родник каменные горы, врываясь сквозь толстые стены в каменные дворцы и палаты, разнося повсюду многострадальную повесть труда, поешь торжественный гимн силе и терпению русского народа.
   "А в часы досуга краткого, в дни торжеств и Божиих праздников — веселишь ты сердце русское беззаботной русской удалью!
   "Сторонись тогда! дай простор широкий молодцу, разгуляться резвым ноженькам, размять широкие плечи, разогнуть богатырскую спину.
   "Подбоченясь, он летает ясным соколом и вокруг него увивается, словно белая лебедушка, молодая красна девица".
   Эта горячая любовь к народу, к деревенской природе, эта беспредельная ширь и простор русской песни, как простор и ширь русских степей, поэтично настраивали мальчика. Все это вместе взятое выработало из него впоследствии недюжинного писателя и художника, чуткого ценителя всего прекрасного, способного найти прелести поэзии и красоты там, где другие и не видят и не чувствуют их.
   Пяти лет отдают его в Сиротское отделение Николаевского института, затем через два года в Разумовское училище и наконец в 1876 г. в 4-ю военную гимназию.
   Тут он увлекается пением, — поет в гимназическом хору, выступает солистом и здесь впервые знакомится с нотами и начальными правилами музыки.
   Вообще же его тянет ко всему: и к музыке, и к рисованию и в особенности к литературе. За эти предметы он получает лучшие отметки.
   Но самые любимые его занятия, которым он отдавал все свои досуги, — были рисование и, главное, чтение. За последним он проводил целые ночи напролет. Это очень отзывалось на его классных занятиях, почему и уроки ему приходилось учить наскоро, во время перемен. И это ему вполне удавалось благодаря выдающейся памяти и недюжинным способностям. Рисование, литература и музыка — эти три искусства всю жизнь привлекают его. Какое из них он любит более, он и сам едва ли решится высказать. К каждому из них его тянет и в каждом из них он одинаково проявляет свои выдающиеся способности и в котором больше он на месте — сказать трудно.
   Мне приходилось видеть его картины, читать его литературные произведения, слушать его музыку — и везде он художник, везде он выше окружающей его среды, везде одинаково хорош.
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru