ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (10) / 2014

№ 1 (10) / 2014

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2014 • № 1 (10) • С. 12 (24-25)

     

   Самое ценное в этом журнале так это печатание из года в год "Истории гитары", начиная с самого отдаленного времени и кончая нашими днями. Вот эти-то исторические очерки, главным образом, и послужили поднятию гитары и ее музыки в глазах образованного общества.
   В нотных приложениях к журналу Валериан Алексеевич стремился дать только действительные перлы гитарной музыки, он стремился не подчиняться общественным требованиям и вкусам, а старался подчинить их своему влиянию. Вот почему преобладающим элементом в этих приложениях были вещи старинных композиторов гитары, вещи классические, составляющие библиографическую редкость. И поэтому приложения эти являются для немногих истинных любителей гитары особенно ценными. В то же время он не забывает и гитаристов начинающих и тех, которым образцовые произведения великих мастеров не под силу. Для этого почти в каждом номере журнала печатаются пьесы легкой и средней трудности. Но давая такие вещи, Валериан Алексеевич советует и настаивает не удовлетворяться ими и горячо проповедует о самоусовершенствовании. Он часто повторяет слова Шумана: "Несть конца учению". Он говорить и пишет: "надо учиться и развивать свою технику основательно, надо стремиться играть произведения таких корифеев как Сихра, Высотский, Саренко, Циммерман, Аксенов и друг. Нужно работать не для публики, а для себя... Не прельщайтесь легким жанром, дешевыми эффектами и т. п. Так, ведь, легко съехать и на нет, т. е на ту уличную игру на гитаре, которая так роняет ее в глазах образованных людей и в особенности музыкантов. Не забывайте, что поэзия музыки заключается также и в самоусовершенствовании, в вечном стремлении двигаться вперед, а не на дешевом впечатлении неприхотливых слушателей. Ройтесь побольше в школе Сихры: только в нем одном заключается все, что можно постичь на нашем инструменте, только ему одному мы обязаны тем, что не умерла гитара, только благодаря ему у нас есть и великие композиторы и великие произведения".
   Поэтому в нотных приложениях к "Гитаристу" он уделяет больше места сочинениям переименованных выше композиторов. Мало того, он начинает печатать этюды, упражнения и т. п. пьесы, которые могли бы развить таланты и тем постепенно подготовить к пользованию художественными произведениями этих мастеров, пространно поясняя эти упражнения обширным пояснительным текстом и особыми статьями "Что играть", а самые упражнения называет "В школе".
   Журнал имеет выдающийся успех среди истинных любителей гитары. Но таких гитаристов немного и потому издание не оправдывало даже типографских расходов. Кроме того, вся работа по журналу лежала исключительно на В. А. Три четверти статей, печатаемых в журнале, принадлежали перу Валериана Алексеевича. Выбор и составление нотных приложений, корректура, даже рассылка журнала подписчикам, ведение хозяйственной части, — все это делалось лично Валерианом Алексеевичем. И помимо всего этого он ведет обширную переписку, ходит на службу и дает уроки у себя на дому и на дому учеников.
   Русско-японская война, разразившаяся в самый первый год издания, также пагубно повлияла с первых шагов на журнал "Гитарист". Не имея средств выдержать кризис, он ведет журнал упорно два года при помощи своих друзей В. И. Глазова и К. И. Глазовой, а с 1906 года он передает издание журнала А. М. Афромееву, оставаясь главным сотрудником издания.
   Под влиянием успеха, которым гитара стала пользоваться благодаря журналу, а в особенности зажигательным статьям В. А., начинают появляться на эстраде гитаристы-концертанты, кружки гитаристов, устраивающих домашние и общественные вечера с целью пропагандирования хорошей гитарной музыки, с целью показать, какие серьезный вещи доступны гитаре в хороших, умелых руках. Так в Киеве организовывается кружок гитаристов по инициативе и под руководством Д. Г. Лободы из офицеров местного саперного батальона, учеников музыкального училища и других интеллигентов. Члены этого кружка выступают публично, исполняя соло, дуэты, квартеты и даже составляют ансамбль гитар, который почему-то они называют хором. Эти музыкальные вечера пользуются среди публики, посещающей эти вечера, сочувствием, но, кажется, большого успеха не имеют, потому что большинство исполнителей — начинающие гитаристы, играющие аранжировки своего руководителя, Лободы. Такие аранжировки, как например "Индейский марш" и т. п. ничего выдающегося из себя не представляют, а, пожалуй, являются и нежелательными в гитарной литературе.
   В Петербурге также составляются домашние собрания гитаристов. Собравшись тесным, товарищеским кружком, они коротают с гитарою в руках долгие зимние вечера. Играют квартеты. Об этом из Петербурга пишут:
   "У нас в Петербурге эту зиму опять происходят маленькие собрания гитаристов (около разу в неделю) в квартире покойного И. Ф. Деккер-Шенка. Его дочь, Анна Ивановна, порядочная гитаристка, тоже участвует в наших квартетах. Нынче летом она выступала публично в одном из южных городов России".
   Шедевром педагогической деятельности В. А. является его школа для семиструнной гитары, составленная по лучшим русским и заграничным школам с полным курсом элементарной теории музыки, как опыт классического метода изучения игры на гитаре.
   Цель ее появления и задачи, ею преследуемые, он пространно поясняет в предисловии к этой школе.
   Но не одни успехи сопутствовали Валериану Алексеевичу на пути служения гитаре: им пережито много разочарований и огорчений в своих стремлениях. Но он не опустил руки даже в минуты отчаяния. И благодаря этому гитара получила почетное место в салонах лучшего московского общества. В салонах Толстых, Вельяминовых, Олсуфьевых, Елагиных, Воронцовых, Лопатиных, Садовских и друг. узнали, что такое гитара, полюбили и оценили ее милый и задушевный характер и поэзию ее музыки, хотя и нелегко было провести ее туда.
   Все это сделало в среде самих гитаристов переворот, изменило их воззрения и понятия о гитаре и ее музыке. Он вновь перевоспитал их, указал им все богатство гитарной литературы, указал им ее великих композиторов, познакомил с их жизнью и деятельностью и заставил смотреть на гитару не как на праздную забаву, а как на инструмент, требующий глубокого изучения и вдумчивого, любовного к нему отношения, заставил их строже относиться и к выбору пьес. И вот на смену полек, вальсов и вообще пьес легкого характера появились серьезные, задушевные сочинения таких композиторов гитарной музыки как Сихра, Морков, Аксенов, Высотский, Ветров, Александров, Саренко и др.
   Своею деятельностью В. А. упрочил за собою репутацию талантливого исполнителя великих произведений корифеев гитарной музыки, лучшего педагога игры на гитаре, выдающегося литератора-беллетриста и историка и энергичного борца за доброе имя гитары.

И. М. Юрцев.
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru