ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (10) / 2014

№ 1 (10) / 2014

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2014 • № 1 (10) • С. 10 (22-23)

     

   А между тем, отдавая все время службе, урокам и музыкальным вечерам, — он еще находил время для работы над задуманным им обширным трудом по составлению истории гитары.
   В 1899 году появляется его первый исторический очерк о русском гитаристе-композиторе русских песен М. Т. Высотском. Очерк этот был, так сказать, пробным камнем, но несмотря на это, он имел выдающийся успех среди гитаристов и имя его автора сразу сделалось популярным, привлекло к себе внимание и симпатии лучших представителей и друзей этого инструмента.
   Все это решило окончательно и бесповоротно дальнейшую судьбу составления истории гитары. С этого времени начинается неутомимая, беспрерывная работа по историческим изысканиям. Работа трудная, требующая энергии, усидчивости и терпения, а главное, осторожности в пользовании собранными историческими материалами и вытекающими из них выводами; все это тормозило, замедляло работу. Кроме того такая работа была вполне бескорыстна, не предвещающая ничего в будущем. Но как бы то ни было, Валериан Алексеевич начинает усидчиво рыться в музеях, библиотеках, словарях и старых изданиях и у себя дома, окружает себя книгами, нотами и другими историческими документами. Кроме того он вступает в обширную, оживленную переписку с представителями музыкального мира и литературы. Между ними встречаются следующие небезызвестные имена: Государственный контролер Т. И. Филиппов, давший ему обещание помочь в издании дальнейших очерков; приват-доцент Московского Императорского университета С. С. Заяицкий, товарищ прокурора Московской Судебной Палаты М. Н. Лопатин*, музыкальный критик И. В. Липаев, директор Императорской придворной капеллы Смоленский, редактор-издатель журнала "Исторический Вестник" С. Н. Шубинский, Орловский предводитель дворянства М. А. Стахович**, управляющий Московской Румянцевской библиотекой Н. Н. Боборыкин и мн. др.
   На почве этой переписки у него возникает обширное знакомство, многие ищут сближения с В. А.
   Так Т. И. Филиппов выражает ему теплое сочувствие и живой интерес к задуманному труду и обещает помощь, чтобы привести в исполнение издание дальнейших очерков по истории гитары.
   С. С. Заяицкий, узнав о задуманном труде Валериана Алексеевича, отвечает ему полным одобрением и сочувствием, приходить к нему на помощь и в результате очерк о Высотском появляется в печати.
   Он с замиранием сердца ждал отзывов печати и гитаристов о своем труде. Страх и надежда ежеминутно сменялись в душе.
   Но вот появились отзывы, со всех сторон получались приветственные письма и страх сменился торжественной радостью. В особенности его радовали письма гитаристов: все они точно встрепенулись.
   Про это время он восторженно рассказывает: "Я получал приветствия и выражения самой горячей благодарности из Тобольска, Тюмени, Петербурга, Тулы, Курска, Варшавы, Белгорода, Н.-Новгорода, Новочеркасска, Эривани, Уральска, Цюриха, и мн. друг. городов. Эти письма я храню свято: когда в мою душу заползает сомнение или я слышу злое шипение, или устаешь от трудной работы так, что нападает отчаяние и страх, я беру эти письма, перечитываю их и снова принимаюсь бодро за свои изыскания и статьи".
   Через некоторый промежуток появляется в свет и второй выпуск исторических очерков, всецело посвященный жизни и деятельности патриарха русской гитарной музыки — А. О. Сихре.
   Второй выпуск имел такой же блестящий успех как и первый. Имя автора становится известным не только всей гитарной России, но переносится далеко за границу. Его литературными трудами интересуются и там. Некоторые из его сочинений переводятся на немецкий язык и находят место в журнале "Друг гитары".
   Затем в 1902 году появляется книга доктора С. С. Заяицкого под названием "Сообщения Интернационального Союза Гитаристов". В этой книге в преобладающем количестве помещен ряд статей, принадлежащих перу Валериана Алексеевича, посвященных положению гитары и ее деятелей.
   Около этого же времени он знакомится с Сергеем Густавовичем Струве, большим любителем гитары, талантливым музыкантом, симпатичным, отзывчивым молодым человеком. Замечательно в этом то, что знакомство это продолжалось всего-навсего 18 дней; но Струве так был очарован игрой Валериана Алексеевича, его трудами по истории гитары, так был заинтересован борьбой за ее доброе имя, что принял участие не только в трудах В. А., но и во всей его жизни. Во-первых, он оказал ему поддержку в отпечатании книги "Гитара в России" и во-вторых, в издании журнала "Гитарист". Но об этом мы поговорим подробнее.
   Мысль издавать журнал, исключительно посвященный интересам гитары, Валериан Алексеевич лелеял давно. Ему писали и высказывали об этом многие его друзья. Но для этого нужны были средства. Зная, что С. С. Заяицкий глубоко сочувствует всем его начинаниям, Валериан Алексеевич составляет подробную программу будущего журнала, развивает перед ним свою мысль о пользе и необходимости такового и вступает с Заяицким в переговоры и переписку. Но Заяицкий не решается один сказать что-либо определенное и держит совет с гитаристом А. П. Соловьевым. Результатом этого совещания является согласие издавать журнал при участии Валериана Алексеевича и при редакторстве Соловьева. Кажется, что дело идет на лад. Но, через некоторый промежуток С. С. пишет, что истинных гитаристов, желающих иметь свой журнал, очень немного, да и те в большинстве бедняки, для которых подписная плата даже в 4 рубля в год будет обременительна, а поэтому журнал не оправдает даже затраченных на него денег, и из этих соображений вытекает только одно: издавать такой журнал еще не наступило время. Нужно обождать с этим по крайней мере самое меньшее года два. Быть может, в это время гитаристы перевоспитаются, поймут всю пользу издания и тогда, пожалуй, можно приняться за дело.
   Казалось, что дело издания журнала рушится окончательно, а с ним рушится и все остальное, задуманное В. А.
 


  * В оригинале статьи сделана опечатка, напечатано – ЛопаСтин. — Ред.
  ** Племянник гитариста М. А. Стаховича (1820­1858); в оригинале неверно указаны инициалы, напечатано И. А. Стахович. — Ред.
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru