На картине К.Е. Маковского (1839-1915), отец
которого был, между прочим, дружен с В. А. Тропининым, изображена
семиструнная гитара, на которой, очевидно, использованы кишковые
струны и деревянные конические колки. На этой
же картине видна и другая интересная деталь инструмента, иногда
использовавшаяся русскими гитаристами, — своеобразная опора для правой
руки в виде дугообразной изогнутой пластины,
возвышающейся над подставкой и закрепленной
на края инструмента [53]. С гитарой в руках художник изобразил своего отца Егора (Георгия) Ивановича Маковского (1800-1886) — бухгалтера по
профессии, но страстного художника-любителя,
коллекционера и художественного деятеля, одного из основателей
Натурального класса в Москве, впоследствии преобразованного в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Наряду с живописью Е. И. Маковский увлекался музыкой, сам играл
на гитаре, — за этим занятием его и запечатлел
сын. «Егор Иванович Маковский служил бухгалтером, душою принадлежа
искусствам. Гитара уже кочевала по Москве, и Тропинин, приятель
его, оставил нам галерею гитаристов и гитаристок, живые немеркнущие
полотна», — так просто и естественно связал два имени, а тем самым,
непреднамеренно, и два, пожалуй, самых знаменитых русских гитарных
портрета, писатель Валентин Пикуль [54].
В литературе можно встретить упоминание и
еще об одной «гитарной» картине XIX века. Принадлежит она художнику
Фирсу Сергеевичу Журавлеву (1836-1901), некоторые из работ которого
отдаленно напоминают аналогичные по сюжету произведения В. А.
Тропинина: «Гитарист» (1880, Краеведческий музей в Сызрани), «Старик» (1884) и «Одинокий»
(1887), «Женская головка» и другие. О «Гитаристе» Ф. С. Журавлева читаем:
«Мягко и живописно вылепленное лицо и кисть правой руки поющего молодого человека, гитара — вот и все, что художник показал в небольшой картине
«Гитарист». Он попытался воздействовать на зрителя эмоциональной
стороной произведения: гитарист поет самозабвенно, подняв голову, закатывая
глаза. Увлечение юноши пением кажется, однако, если не преувеличенным, то, во всяком случае,
манерным. Журавлев или не сумел воплотить переживания гитариста,
или хотел сделать их особо интересными, бросающимися в глаза. И в том
и в другом случае это было тревожным признаком: Журавлеву угрожали утрата чувства меры и
снижение художественного вкуса» [55].
[53] См.: Батов А., Мелешина Н. Некоторые органологические
особенности русских семиструнных гитар. // Гитарист. — 1998. — № 1. — С. 61.
[54] Пикуль В. С. Живая связь времен. М.: Профиздат, 1989. — С. 396.
[55] Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Книга 1.
Вторая половина XIX в. / Под. ред. А. И. Леонова. — М.: Искусство, 1962. — С. 145. |
|
Из картин художников нашего времени, продолжающих лучшие традиции
русской живописи XIX века, следует упомянуть о работе народного
художника СССР А. М. Шилова (род. 1943), написавшего в 1986 году
портрет Владимира Высоцкого, в котором есть нечто и от тропининского
«Гитариста». Картина была написана уже после
смерти поэта, актера и музыканта по просьбе его
матери. Это один из редчайших случаев, когда
А. М. Шилов отступил от своего правила писать
портреты только с натуры и воспользовался фотографиями.
А. М. Шилов. «Чуть помедленнее, кони, чуть
помедленнее!...» (Портрет В. Высоцкого). 1986.
Холст, масло. 90×80.
Московская государственная картинная галерея
народного художника СССР А. Шилова. Москва.
* * *
Завершая разговор о Тропинине и его картине
следует упомянуть и о «Гитаристе» из коллекции
Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской,
которая осенью 2007 года была выкуплена с торгов «Сотбис» бизнесменом
Алишером Усмановым и подарена им российскому государству (сейчас
это собрание произведений искусства находится в Константиновском
дворце в Стрельне близ Санкт-Петербурга). Среди экспонатов коллекции
имеется и картина «Гитарист», которая по некоторым предположениям
может принадлежать кисти В. А. Тропинина. Пока его авторство и не
подтверждено, и не опровергнуто. На мой взгляд
здесь мы, скорее всего, всё-таки имеем дело не с
авторским повторением, а с копией неизвестного
художника. По крайней мере, отличия в образе
гитариста в этой картине и в известных тропининских оригиналах весьма
разительны. |