артистической небрежностью напоминает многие
тропининские портреты москвичей 20-х годов, например портрет артиста и
певца, известного исполнителя русских романсов П. А. Булахова (1823,
ГТГ)» [19].
Таким же гулякой-бездельником предстает он и в другой
«характеристике», написанной по «мотиву» «Гитариста» Русского музея
(1839 г.):
«Поддавшись благодушному настроению, молодой человек
исполняет чувствительные романсы, которые были столь популярны в начале
XIX века. Приятно после пирушки предаться мечтам, подыграть себе на
гитаре... Это один из тех москвичей, которые любят озорные проказы,
хороший обед и дремотную негу домашнего уюта. Так, словно в приятельском
общении с собеседником, изображает его Тропинин» [20].
Поддался этому заблуждению даже такой известный музыкант
и авторитетный искусствовед как Александр Евгеньевич Майкапар, перу
которого принадлежат более 100 опубликованных работ по истории музыки,
исполнительскому искусству, музыкальной иконографии. Отмечая былую
популярность гитары в России он в статье «Русские художники и музыка»
пишет: «Мы видим ее в руках людей самых разных сословий. Вот она у холодного молодого аристократа на картине В. Тропинина “Гитарист”» [21].
Ну можно ли было открыто смотрящего на нас обаятельного и
непосредственного музыканта назвать «холодным аристократом», не будь он
потомком графа?!..
Считавшаяся одно время нормой, а то и правилом, практика примешивать
«классовую составляющую» к оценке художественного произведения (как
живописного, так и литературного) породила даже такое суждение, что для
Тропинина «традиции художественного жанра» порой оказывались «сильнее
личного опыта крепостного художника» (Н. Коваленская). Однако,
незамыленный идеологией взгляд никогда не усматривал в тропининском
гитаристе никакой «холодности» или «надменности»:
«Лицо — живое лицо — вы видите перед собой, да и
немудрено — это лицо, этого гитариста, рисовал Тропинин, наш Тропинин,
первый знаменитый портретист, по силе кисти с которым сравниться может,
пожалуй, покойный Крамской и здравствующий Репин» [22].
[19] Русская жанровая живопись XIX – начала XX века. Очерки. / Под. общ. ред.
Т. Н. Гориной. — М., Искусство, 1964. [20] Государственный русский музей. Живопись и скульптура: Альбом / ред. В.
А. Пушкарев. — Л. : Сов. художник, 1966, стр. 50. [21] См.: Майкапар А. Русские художники и музыка: К 70-летию Музея изобразит.
искусств им. А. С. Пушкина. — Муз. жизнь, 1982, № 14, с. 20–21. По
материалам выставки «Русские художники и музыка. XIX – нач. XX в.» [22] Родина: Иллюстрированный журнал для семейного чтения. / Ред.-Изд. А.
Траншель. — СПб., 1901. |
|
«У гитариста Тропинина открытое лицо романтика,
улыбчивый взгляд. Волосы небрежно
обрамляют его доброе лицо» [23].
Вообще, здесь, с моей точки зрения, будет уместным
привести небольшую характеристику Тропинину-портретисту в целом и
описание его приемов работы над портретом, имеющиеся в воспоминаниях Н.
А. Рамазанова:
«Портреты, писанные Тропининым, представляют
внутреннюю жизнь человека, его душу, а не мертвенное, машинальное
копирование очертаний лица. Он на первом же сеансе сразу схватывал всю
общность и пропорциональность частей облика, уловлял всю цельность и
отличительность его характера, и не вдаваясь в кропотливую мелочность,
искал запечатлеть на холсте всю свежесть выражения и грацию,
свойственную полу и летам изображаемого лица. Он особенно дорожил первым
присестом, говоря, что, в последствии, сидящий соскучится; потом он
работал на память; подмалевывал же голову и руки изкрасна, замечая, что
сперва нужна кровь, а потом уже верхние покровы. В последние сеансы все
окружающее в портретах он ускромнял, усмирял, чтобы сосредоточить
внимание зрителя на голове, как существенной части портрета. Он не
придерживался рутины, не имел заученных приемов, не злоупотреблял
светом, не вызывал выпуклости в лице посредством неестественного,
черного как сажа фона, заставляющего иногда предполагать у других
прославленных портретистов, что изображаемый ими человек сидит в темном
подвале. В портретах Тропининских мы встречаем необыкновенное
разнообразие в тонах лиц; каждое из них представляло художнику новую
задачу, предмет особого изучения. Ничего резкого, ничего
дисгармонирующего, умышленно противоположного, фокусного, ни в общих
тонах, ни в оцвечивании отдельных частей, мы не встречаем у Тропинина,
вполне художественно чувствовавшего гармонию красок. Все соображено,
почувствовано до утонченности, так что следы искусственности и
механического процесса перед вами исчезают, и вам представляется
облагороженная натура, очищенная от всех случайностей, и какое-то
одухотворенное сходство.
Только такие достоинства в портретах изобличают истинного художника» [24].
О повторениях и вариантах
О повторениях картины, т. е. о том, что «Гитаристов»
было несколько, стоит сказать отдельно. В нашем обыденном сознании
прочно и безапелляционно укоренилось мнение, что шедевр непременно
должен быть вещью уникальной, единичной, а потому, уже по самому своему
определению, «неповторимым».
[23] Из истории реализма в русской живописи: Альбом. — М. : Изобразительное
искусство, 1982. С. 17.
[24] Рамазанов Н. А. Василий Андреевич Тропинин. // Русский вестник. 1861. Т.
36. – С. 79-80. |