ЛАРИН А.
ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)
Альманах библиофила. Вып. XI.
Москва «Книга» • 1981
|
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
|
|
|
С. 150 |
Знаком был Высотский и с А. С. Пушкиным, который очень любил слушать игру на гитаре и посвятил ей много прекрасных строк.
Жил М. Т. Высотский в Москве на Селезневке, в доме 8, принадлежавшем некоему
Алексееву, который имел свою небольшую типографию и первый
напечатал произведения М. Высотского. Они вышли в восьми «Альбомах» и содержали основные сочинения композитора. Алексеевым же издана в 1836
году школа М. Т. Высотского для семиструнной гитары, в последующем имевшая несколько изданий.
В настоящее время домик, где жил выдающийся гитарист, снесен в связи с реконструкцией улицы. Умер М. Т. Высотский 16 декабря 1837 года.
Похоронен на Пятницком кладбище, где ему был установлен памятник. (Памятник этот, по-видимому, до наших дней не сохранился, так как
местонахождение его на кладбище точно не установлено) [9].
Второй книгой из серии «Гитара и гитаристы», которую написал и издал в 1901 году
В. Русанов, была «Гитара в России», представлявшая
исторический очерк с подробной биографией основоположника игры на русской семиструнной гитаре Андрея Осиповича Сихры. В последнем разделе
книги обращает на себя внимание рисунок на обложке сочинения некоего Каменского (из собрания нот А. П. Соловьева). На рисунке — семиструнная
гитара в обрамлении виньетки. На верхней деке ясно проступают цифры: 1799. Учитывая, что это, по всей вероятности, не первое сочинение
Каменского, можно допустить, что семиструнная гитара появилась в России примерно в 80-х годах XVIII столетия.
Вторая часть очерка носит название «А. О. Сихра, гитарист-композитор, основатель образцового метода игры на русской семиструнной гитаре». В
ней приведены биографические сведения о А. О. Сихре [10], дано изображение фамильного герба, описана родословная, корни которой уходят в далекую
глубину истории, приведены два факсимиле собственноручных подписей из его сочинений, а также помещен портрет А. О. Сихры, воспроизведенный В.
Русановым с картины Г. Г. Чернецова «Сихра и Аксенов» — 1832 года. (В настоящее время эта картина находится в Государственной Третьяковской галерее).
Далее идет критический опыт разбора сочинений А. Сихры, включая его знаменитую «Школу».
Что же представляет собой школа, составленная А. О. Сихрой? Прежде нужно отметить, что ее автор — хорошо образованный музыкант.
Первоначально главным инструментом его была арфа, играя на которой он проявил себя как |
|
С. 151 |
исполнитель-виртуоз и получил широкую известность. Играл он также и на шестиструнной гитаре. Причины
же, побудившие Сихру оставить арфу и целиком (до конца своих дней) посвятить себя семиструнной гитаре, неизвестны. По всей вероятности,
определяющую роль в этом сыграли музыкальные возможности гитары с соль-мажорным строем и органическая близость этого инструмента к русской народной песне.
А. О. Сихра дружил с известными композиторами, такими как Фильд, Варламов, Глинка, Даргомыжский, все время откликался в своих сочинениях
на серьезную музыку, хотя и издавал журнал для семиструнной гитары, содержащий пьесы, «приятные для слуха и легкие для игры» [11]. За свою
долголетнюю педагогическую деятельность он собрал громадный учебный материал.
В. И. Морков, известный гитарист, ученик Сихры, неоднократно
предлагал ему систематизировать и опубликовать этот материал. И вот, наконец, через много лет работы А. О. Сихра решил выпустить свою школу в
свет, указав в предисловии, что в основу ее положена его 50-летняя педагогическая практика.
А. О. Сихра был весьма плодовитым автором, а также аранжировщиком русских народных песен.
Из множества русских народных песен, аранжированных А. Сихрой, особенно славятся вариации на песню «Среди долины ровныя», слова которой
принадлежат перу профессора поэтики и красноречия Московского университета Мерзлякову. Вариации эти по праву считаются шедевром
творчества А. О. Сихры, они доступны для исполнения только гитаристам высокого класса.
Кроме своей «Школы...» А. О. Сихра издал знаменитые «Четыре экзерциции», с портретом на обложке, которые он посвятил своему лучшему ученику
С. Н. Аксёнову.
Третьим сочинением из серии «Гитара и гитаристы», написанным В. А. Русановым, был очерк «М. Д. Соколовский», который вошел отдельной главой
в книгу С. С. Заяицкого «Интернациональный союз гитаристов» (М., 1902).
В первой части он содержит биографические сведения о гитаристе Марке Даниловиче Соколовском (1818-1883), получившем большую известность благодаря своей блестящей игре: он концертировал во многих городах
Европы. Вторая часть очерка повествует о Соколовском-виртуозе, композиторе, а также оценивает значение его деятельности в истории гитары.
Упомянутая выше книга С. С. Заяицкого включает сообщения Интернационального союза гитаристов (сокращенно ИСГ) за 1900-1901 годы,
устав этой организации и полный перевод (с немецкого) журнала «Друг гитары» («Der Guitare |
|
|