Орган Института украинского фольклора Академии наук УССР и
Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР
1940 · № 1
январь – февраль
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Таким образом, у 108 чел. из общего числа участников 2 тура — 220 чел., т. е. у около 50% отмечена (хотя и в разной мере) большая музыкальная культура.
Это — яркий показатель того, что, гонимое и презираемое во времена царизма, народное творчество в нашей советской стране, согретое и бережно выращиваемое заботой партии и правительства, выросло
в могучую культурную силу, которая идет вперед, к своему дальнейшему расцвету.
Трудно сейчас точно указать все практические меры, которые будут осуществлены в результате смотра. Однако, предварительная оценка такого важного государственного начинания,
как описанный смотр, — дает возможность выдвинуть целый ряд актуальных вопросов, решение которых, без сомнения, будет способствовать дальнейшему развитию исполнения на народных инструментах, а именно:
совершенствование технологических процессов производства музыкальных инструментов и снижение их стоимости;
улучшение массового производства музыкальных инструментов;
организация научно-исследовательских работ в области создания новых тембровых звучаний народных инструментов;
дальнейшее совершенствование технических способов игры на них;
пополнение оригинального репертуара для народных инструментов, создание учебников и пособий для них;
пересмотр контингентов в направлении их увеличения при приеме в музыкальные учебные заведения по отделу народных инструментов;
широкая организация государственных коллективов и ансамблей народных инструментов;
использование в симфонических партитурах — народных инструментов, которые могут добавить свежую тембровую окраску в оркестровое звучание. [1]
Кроме этого смотр дал возможность выявить таланты из числа участников самодеятельного искусства для дальнейшего продвижения их на учебу и пополнения в дальнейшем кадров по линии
профессионального искусства.
1. Выдающиеся композиторы уже делали такие, хоть и единичные, попытки, вводя народные инструменты в состав оркестра: мандолину: Моцарт — в опере «Дон-Жуан», Верди — в опере «Отелло», Малер — в 8 симфонии и «Песнях о земле», Спендиаров — в «Татарских песнях»; гитару: Вебер в опере «Оберон», Россини в опере «Севильский цирюльник», Верди — в опере «Отелло» и «Фальстаф», Малер — в 7-й симфонии; баян: Книппер в 3-й симфонии; типлипито: Ипполитов-Иванов в «Кавказских эскизах». (См. Видор — Рогаль-Левицкий — «Техника современного оркестранта». Музгосиздат. М., 1938)