Представленные на смотре музыкальные инструменты можно классифицировать так [1]:
I. Струнные
а) смычковые: апхерца, гиджак, кияк, кобыз, кеманча, кямани, сато;
б) щипковые: бандура, балалайка, гиджак щипковый, гитара, гусли, дечкпондур, домбра, домра, дутар, канон, комус, мандолина, пандури, саз, танбур, тар, уд, чонгури;
в) цимбалоподобные: цимбалы, чанг.
II. Духовые
а) флейтовые: бжами, дудочка русская, дудочка белорусская, кавал, курай, кшул, лимба, най, окарино, саламбури, сопилка, сибизга, тутек (дутек), узучум, чипчирган;
б) с простым язычком: балабан, дили-тюйдюк, дуда, кошнай, чибони;
в) с двойным язычком: агач-комуз, зурна (сурнай);
г) с механическим вдуванием: концертино, баян, гармоники разные, гармоники национальные.
III. Ударные
Бубен, деф, доли, дойра, нагара, типлипито (диплипито).
IV. Шумящие
Бхац.
V. Щипково-язычковые
Темир-комуз (варган).
В этой статье нет возможности остановиться на характеристике всех показанных на смотре музыкальных инструментов (это может быть предметом специальной статьи). Потому следует ограничиться
рассмотрением только таких наиболее широко представленных инструментов, как балалайка, домра, баян, гитара.
Эти инструменты количественно заняли большое место на смотре, потому что они очень распространены и бытуют не только в центральной и северной частях нашего Союза, но проникли также и в быт
народов Украины, Кавказа (Кабардино-Балкария, Северная Осетия), Крыма и др.
* * *
Бабалайка, «открытая» прекрасным музыкантом и организатором В. В. Андреевым, как и другие народные музыкальные инструменты, на пути своего исторического развития наткнулась
на немало препон, проявлений игнорирования и пренебрежительного отношения «великосветского» общества и реакционной части музыкантов.
|