ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

"Народна творчість", 1940, № 1.

ЖУРНАЛ
«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Орган Института украинского фольклора Академии наук УССР и
Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР

1940 · № 1
январь – февраль
 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


   Представленные на смотре музыкальные инструменты можно классифицировать так [1]:

   I. Струнные

а) смычковые: апхерца, гиджак, кияк, кобыз, кеманча, кямани, сато;
б) щипковые: бандура, балалайка, гиджак щипковый, гитара, гусли, дечкпондур, домбра, домра, дутар, канон, комус, мандолина, пандури, саз, танбур, тар, уд, чонгури;
в) цимбалоподобные: цимбалы, чанг.

   II. Духовые

а) флейтовые: бжами, дудочка русская, дудочка белорусская, кавал, курай, кшул, лимба, най, окарино, саламбури, сопилка, сибизга, тутек (дутек), узучум, чипчирган;
б) с простым язычком: балабан, дили-тюйдюк, дуда, кошнай, чибони;
в) с двойным язычком: агач-комуз, зурна (сурнай);
г) с механическим вдуванием: концертино, баян, гармоники разные, гармоники национальные.

   III. Ударные

Бубен, деф, доли, дойра, нагара, типлипито (диплипито).

   IV. Шумящие

Бхац.

   V. Щипково-язычковые

Темир-комуз (варган).
 

   В этой статье нет возможности остановиться на характеристике всех показанных на смотре музыкальных инструментов (это может быть предметом специальной статьи). Потому следует огра­ничиться рассмотрением только таких наиболее широко представленных инструментов, как бала­лайка, домра, баян, гитара.
   Эти инструменты количественно заняли большое место на смотре, потому что они очень рас­пространены и бытуют не только в центральной и северной частях нашего Союза, но проникли также и в быт народов Украины, Кавказа (Кабардино-Балкария, Северная Осетия), Крыма и др.

* * *

   Бабалайка, «открытая» прекрасным музыкантом и организатором В. В. Андреевым, как и другие народные музыкальные инструменты, на пути своего исторического развития наткнулась на немало препон, проявлений игнорирования и пренебрежительного отношения «великосветского» общества и реакционной части музыкантов.


1. Классификация частично взята из книги В. Беляева «Музыкальные инструменты Узбекистана», Госмузиздат, М., 1933.

Рейтинг@Mail.ru