Запорожский областной дом народного творчества, например, не совсем усвоил классификацию народных инструментов и выделил на смотр исполнителя на «струнофоне» — инструменте эксцентрично-циркового жанра.
Все эти отдельные недостатки ни сколько не уменьшили большого значения и художественной ценности первого тура смотра, который проходил при большом творческом подъеме исполнителей и всеобщем внимании
общественности.
Оценка выступлений исполнителей была обеспечена квалифицированным жюри, в состав которого вошли такие признанные мастера искусства, как орденоносец Луфер, Михайлов, Козицкий, Виленский и др.
На смотре выявился целый ряд исполнителей, показавших высокое мастерство в исполнении своего репертуара, который, надо сказать, целиком соответствовал высоким требованиям, диктовавшимся условиями смотра.
Бандура, которую считали исключительно аккомпанирующим инструментом, была представлена в сольном исполнении сочинений Люлли, Бетховена (тов. Финкельберг — Харьков). По поводу сопилки издавна установилось
мнение об ограниченности возможности исполнять на этом инструменте сложные музыкальные сочинения. В то же время на смотре, на этом примитивном инструменте исполнялись классические произведения (Епишов — Харьков), а юный
участник смотра Марк Вахутинский блестяще исполнил на сопилке флейтовый концерт Моцарта.
Тут же, на смотре выявились и очень существенные недостатки у многих профессионалов-эстрадников, которые мало заботятся о раскрытии художественного содержания исполняемого сочинения, а добиваются лишь
внешне показных эффектов (своеобразная манера держать инструмент во время исполнения, извлекать звуки, утрирование штрихов и т. п.) такое отношение к искусству никак не могло быть воспитательным фактором для участников
самодеятельности, которые приехали на смотр, между прочим, и поучиться у своих старших товарищей. Жюри отметило такие недостатки у тт. Савельева, Бирчов (гармоника), Тхоржевского, Вейс и Рудштейна (балалайка).
В результате оценки выступлений участников первого тура республиканского смотра УССР жюри представило к участию во втором туре (в Москве) от Киевской области — 9 чел., от Харьковской — 6, Сталинской — 3,
Сумской, Николаевской и Одесской — по одному.
* * *
Второй тур открылся 1 октября и продолжался 10 дней. Этот смотр был грандиозным музыкальным праздником сталинской семьи народов великого Советского Союза. Более 60 разнообразных народных музыкальных
инструментов в руках мастеров профессионального и самодеятельного искусства красноречиво рассказали о пышном расцвете народного творчества в нашей счастливой Стране Советов. На протяжении 10 дней демонстрировались
накопленные веками богатства музыкального инструментария народов, которые пришли рассказать языком музыки о своей радости и счастье. |