Сколько язвительных насмешек и издевок в адрес этого инструмента можно было услышать даже на заседании Государственной думы при утверждении бюджета на содержание придворного
балалаечного оркестра, руководимого В. В. Андреевым.
Сделанная 25 лет тому назад попытка ввести балалайку среди учащейся молодежи рассматривалась как угрожающее зло, подобное чуть ли не чумному заболеванию.
По этому поводу интересно привести такой исторический факт.
Когда в 1915 г. министерство народного просвещения в одном из своих циркуляров высказало пожелание о введении обучения на балалайке учеников средней школы, то в прессе немедленно появилась
тревожная статья под громким вопросительным заголовком: «Пригодна ли балалайка в качестве педагогического пособия?», где автор спешит ответить резко негативно, ибо «это было бы ошибкой, которая принесет вред
непоправимый в течение не одного десятилетия», и что «оркестр балалаек развратит учащуюся молодежь легкостью достижения техники исполнения и несложностью его банального репертуара» и что, дескать, «смешно вместо
русских классиков насаждать среди молодежи салонный репертуар тренькающей балалайки». [1]*
Балалайка из «тренькающего» при царском режиме инструмента в Стране Советов стала инструментом, на котором мастера профессионального и самодеятельного искусства исполняют сложнейшие сочинения Баха,
Бизе, Листа, Паганини, Чайковского, Василенко и др.
Еще, возможно, не до дна использована техника игры на балалайке, еще, возможно, будут искаться новые технические способы игры на ней. Но даже то, что показано виртуозами-балалаечниками на смотре,
свидетельствует о неограниченной возможности воспроизведения на балалайке наисложнейших по своей фактуре произведений.
Интересно отметить и такое явление, зафиксированное на смотре, когда балалайка, проникая в быт народов Кавказа и ассимилируясь там, функционально приобретает новые черты — в отношении манеры
звукоизвлечения, лада и репертуара (исполнитель тов. Хестаков - Северная Осетия).
Художественная ценность исполненного балалаечниками репертуара не вызывает никакого сомнения. Однако, следует отметить, что оригинальных сочинений для балалайки советские композиторы не пишут.
Единственное капитальное произведение — концерт Василенко и несколько свободных композиций на народные темы (Выгорский, Щеглов) — это все, что можно назвать из современного репертуара, написанного для балалайки
(обработок песен тут не имеем в виду).
Правда, исполнители сами пробуют писать для своего инструмента и иногда довольно удачно (например, Круденко — «Токката» и «Импровизация»), но это еще не решает проблемы балалаечного репертуара.
Исключительная мягкость звучания, приятный бархатистый звук этого инструмента должны были привлечь внимание наших музыкантов, которые играют на народных музыкальных инструментах, к
|
1. Русская музыкальная газета», 1915, № 37-38, статья Н. Ф. Пригодина.
* Статья подписана инициалами Н. Ф. Точные цитаты из нее выглядят так: «Можно ли вводить в среднюю школу балалайку, можно ли приписывать ей серьезное воспитательное значение? Нет. Это
оказалось бы заблуждением, которое принесет вред непоправимый в течение не одного десятилетия!»; «Оркестр балалаек развратит учащуюся молодежь
— легкостью достижения техники исполнения и незамысловатостью его банального репертуара» (с. 557) — Прим. перев. |