ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

"Народна творчість", 1940, № 1.

ЖУРНАЛ
«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Орган Института украинского фольклора Академии наук УССР и
Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР

1940 · № 1
январь – февраль
 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


   Сколько язвительных насмешек и издевок в адрес этого инструмента можно было услышать даже на заседании Государственной думы при утверждении бюджета на содержание придворного балала­ечного оркестра, руководимого В. В. Андреевым.
   Сделанная 25 лет тому назад попытка ввести балалайку среди учащейся молодежи рас­сматривалась как угрожающее зло, подобное чуть ли не чумному заболеванию.
   По этому поводу интересно привести такой исторический факт.
   Когда в 1915 г. министерство народного просвещения в одном из своих циркуляров высказало пожелание о введении обучения на балалайке учеников средней школы, то в прессе немедленно появилась тревожная статья под громким вопросительным заголовком: «Пригодна ли балалайка в качестве педагогического пособия?», где автор спешит ответить резко негативно, ибо «это было бы ошибкой, которая принесет вред непоправимый в течение не одного десятилетия», и что «оркестр балалаек развратит учащуюся молодежь легкостью достижения техники исполнения и несложно­стью его банального репертуара» и что, дескать, «смешно вместо русских классиков насаждать среди молодежи салонный репертуар тренькающей балалайки». [1]*
   Балалайка из «тренькающего» при царском режиме инструмента в Стране Советов стала инструментом, на котором мастера профессионального и самодеятельного искусства исполняют сложнейшие сочинения Баха, Бизе, Листа, Паганини, Чайковского, Василенко и др.
   Еще, возможно, не до дна использована техника игры на балалайке, еще, возможно, будут искаться новые технические способы игры на ней. Но даже то, что показано виртуозами-балалаечниками на смотре, свидетельствует о неограниченной возможности воспроизведения на балалайке наисложнейших по своей фактуре произведений.
   Интересно отметить и такое явление, зафиксированное на смотре, когда балалайка, проникая в быт народов Кавказа и ассимилируясь там, функционально приобретает новые черты — в отношении манеры звукоизвлечения, лада и репертуара (исполнитель тов. Хестаков - Северная Осетия).
   Художественная ценность исполненного балалаечниками репертуара не вызывает никакого со­мнения. Однако, следует отметить, что оригинальных сочинений для балалайки советские компо­зиторы не пишут. Единственное капитальное произведение — концерт Василенко и несколько сво­бодных композиций на народные темы (Выгорский, Щеглов) — это все, что можно назвать из современного репертуара, написанного для балалайки (обработок песен тут не имеем в виду).
   Правда, исполнители сами пробуют писать для своего инструмента и иногда довольно удачно (например, Круденко — «Токката» и «Импровизация»), но это еще не решает проблемы балалаеч­ного репертуара.
   Исключительная мягкость звучания, приятный бархатистый звук этого инструмента должны были привлечь  внимание  наших музыкантов,  которые играют на народных музыкальных инструментах, к


1. Русская музыкальная газета», 1915, № 37-38, статья Н. Ф. Пригодина.
   * Статья подписана инициалами Н. Ф. Точные цитаты из нее выглядят так: «Можно ли вводить в сред­нюю школу балалайку, можно ли приписывать ей серьезное воспитательное значение? Нет. Это оказалось бы заблуждением, которое принесет вред непоправимый в течение не одного десятилетия!»; «Оркестр балалаек развратит учащуюся молодежь — легкостью достижения техники исполнения и незамысловатостью его баналь­ного репертуара» (с. 557) — Прим. перев.

Рейтинг@Mail.ru