ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ» - The NEW REVIEW

№ 238 • 2005 • С. 293-304
  «НОВЫЙ ЖУРНАЛ»
The NEW REVIEW
New York • USA
 

www.newreviewinc.com

Мирон ВАЙСБОРД

«ИМПЕРАТОР И МУЗЫКАНТ»

 

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ»

 

С. 300


Портрет балерины и сегодня украшает фойе Большого театра. Гюллень-Сор воспитала целую плеяду русских артистов балета — Санковскую, Прижевскую, Богданова. Долгие годы она возглавляла и балетную школу князя Юсупова в его подмосковном имении Архангельское.
  Балеты Ф. Сора ставились и в Петербурге. Здесь на Театральной улице еще в начале XVIII века открылось одно из первых нотных хранилищ. В фондах его собраны оперы и балеты, исполнявшиеся на сценах Императорских театров. Здесь автор этих строк и обнаружил автограф Ф. Сора — первую страницу нотного текста «Сендрильоны». Деятельность Фернандо Сора в Большом театре — яркая страница его русской биографии. Рядом с испанским композитором работали выдающиеся деятели русского искусства — Алябьев, Верстовский, Виельгорский — создатели жанра оперы-водевиля. Так, в 1824 году ими была создана опера-водевиль «Проситель». Тогда же появилась и опера-водевиль Верстовского «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» по пьесе А. Грибоедова и П. Вяземского.
  «Московские ведомости» 12 января 1824 года сообщили о том, что «танцовщицы Борисова, Заборовская и Родецкая исполнят по-русски дивертисмент Сора». Уведомляя москвичей о постановках дивертисментов испанского композитора, «Московские ведомости» уточняли: «новая музыка Сора». Эти публикации свидетельствуют о том, что уже вскоре после приезда испанский композитор «заговорил по-русски».
  Создание Ф. Сором дивертисментов отвечало духу времени — подъему патриотизма, возросшему интересу к национальным духовным ценностям. Неслучайно основу дивертисментов составляли народные песни и танцы. А их содержанием становилась сама жизнь — веселые свадьбы, бытовые сценки, гулянья. На сцену переносились радость, веселье, красочные декорации и костюмы — все то, что составляло притягательную силу дивертисментов. Они так и назывались: «Гулянье в Сокольниках», «Гулянье в Марьиной роще», « Гулянье на Воробьевых горах».
  В годы работы Ф. Сора в Большом театре существовала единая оперно-драматическая труппа. В один вечер на сцене могли исполняться опера-водевиль и балет или комедия и дивертисмент. Это, естественно, расширяло возможности общения Ф. Сора со своими коллегами-композиторами,

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru